Суровая реальность федерального бюджета 2012-14
Росиян ждут непростые времена, наперебой заявляют экономические эксперты, ознакомившись с документом федерального бюджета на 2012-2014 годы, который в пятницу будет одобрен депутатами Госдумы.
Во вторник, 15 ноября, в Москве прошло заседание Экономического клуба аудиторско-консалтинговой компании ФБК, одной из лидирующих на российском рынке услуг в этой сфере. Собравшиеся эксперты пытались оценить, как скажутся заложенные в трехлетнем бюджете приоритеты на экономическом будущем страны.
По мнению участников заседания экономического клуба аудиторско-консалтинговой компании ФБК, одной из лидирующих на российском рынке услуг в этой сфере, оценить в позитивном свете готовящийся проект бюджета достаточно трудная задача.
Участники круглого стола ФБК под многообещающим названием «Есть ли жизнь после выборов» пришли к выводу, что предвыборные обещания политиков идут вразрез с реальностью.
Так, например, в главном финансовом документе страны четко зафиксировано резкое снижение важнейших социальных расходов. По суммарной доле примерно в полтора раза будут снижены ассигнования на образование, здравоохранение, ЖКХ и культуру.
Даже без такого серьезного сокращения система здравоохранения, например, недофинансируется сегодня почти в два раза, и это признают сами власти, подчеркнул замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер. «У меня такое впечатление, что авторы бюджета испытывают общество на прочность, проверяя, до каких пор оно сможет все это вытерпеть», — заявил он.
Бюджет совершенно не учитывает происходящего сейчас погружения в новый кризис, а это погружение, как уверены аналитики, хотя и не такое резкое, как в 2008 году, но более глубокое. С учетом этого доля социальных расходов должна расти и не должны снижаться расходы на национальную экономику. В проекте же, представленном Госдуме, все с точностью до наоборот.
Приоритеты нынешнего бюджета полярно расходятся с приоритетами антикризисной политики. «Так что жизнь после выборов может оказаться, мягко говоря, тяжелой», - предупреждает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
В новом бюджете заложен беспрецедентный рост расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Их доля в тратах вырастет с 27,4% в 2011 году до 40,1% в 2014-м. Исходя из этого, можно сделать вывод о приоритетах правительства, указывают эксперты.
В целом ситуация такова: власти в кризис взяли и продолжают перед выборами брать на себя обязательства, от которых уже никак невозможно отказаться, поскольку это чревато социальным взрывом. «Нельзя сказать пенсионеру или военному, что мы, дескать, ошиблись и будем вынуждены снизить пенсии или денежное содержание», — говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК.
«Но самое плохое — это то, что принятие социальных обязательств стало бессистемным», — подчеркивает глава Экономической экспертной группы. Он отметил, что в группе по разработке «Концепции-2020» эксперты предложили увеличить на 2% расходы на инфраструктуру и по 1% — на образование и здравоохранение. На эти же 4% предлагалось снизить военные расходы и затраты на правоохранительную деятельность. Однако власти поступили по-своему.
Будущий год в России пройдет еще более-менее спокойно, учитывая накопленные запасы средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Но скорость, с которой тают резервы, уже известна — из 4,6 триллионов рублей, накопленных к кризису 2008-2009 годов, сегодня осталось лишь около 800 миллиардов. И если цены на нефть и газ начнут падать, то с параметрами, заложенными в новом бюджете, жить будет вообще невозможно, подытоживают эксперты.
По мнению участников заседания экономического клуба аудиторско-консалтинговой компании ФБК, одной из лидирующих на российском рынке услуг в этой сфере, оценить в позитивном свете готовящийся проект бюджета достаточно трудная задача.
Участники круглого стола ФБК под многообещающим названием «Есть ли жизнь после выборов» пришли к выводу, что предвыборные обещания политиков идут вразрез с реальностью.
Так, например, в главном финансовом документе страны четко зафиксировано резкое снижение важнейших социальных расходов. По суммарной доле примерно в полтора раза будут снижены ассигнования на образование, здравоохранение, ЖКХ и культуру.
Даже без такого серьезного сокращения система здравоохранения, например, недофинансируется сегодня почти в два раза, и это признают сами власти, подчеркнул замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер. «У меня такое впечатление, что авторы бюджета испытывают общество на прочность, проверяя, до каких пор оно сможет все это вытерпеть», — заявил он.
Бюджет совершенно не учитывает происходящего сейчас погружения в новый кризис, а это погружение, как уверены аналитики, хотя и не такое резкое, как в 2008 году, но более глубокое. С учетом этого доля социальных расходов должна расти и не должны снижаться расходы на национальную экономику. В проекте же, представленном Госдуме, все с точностью до наоборот.
Приоритеты нынешнего бюджета полярно расходятся с приоритетами антикризисной политики. «Так что жизнь после выборов может оказаться, мягко говоря, тяжелой», - предупреждает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
В новом бюджете заложен беспрецедентный рост расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Их доля в тратах вырастет с 27,4% в 2011 году до 40,1% в 2014-м. Исходя из этого, можно сделать вывод о приоритетах правительства, указывают эксперты.
В целом ситуация такова: власти в кризис взяли и продолжают перед выборами брать на себя обязательства, от которых уже никак невозможно отказаться, поскольку это чревато социальным взрывом. «Нельзя сказать пенсионеру или военному, что мы, дескать, ошиблись и будем вынуждены снизить пенсии или денежное содержание», — говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК.
«Но самое плохое — это то, что принятие социальных обязательств стало бессистемным», — подчеркивает глава Экономической экспертной группы. Он отметил, что в группе по разработке «Концепции-2020» эксперты предложили увеличить на 2% расходы на инфраструктуру и по 1% — на образование и здравоохранение. На эти же 4% предлагалось снизить военные расходы и затраты на правоохранительную деятельность. Однако власти поступили по-своему.
Будущий год в России пройдет еще более-менее спокойно, учитывая накопленные запасы средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Но скорость, с которой тают резервы, уже известна — из 4,6 триллионов рублей, накопленных к кризису 2008-2009 годов, сегодня осталось лишь около 800 миллиардов. И если цены на нефть и газ начнут падать, то с параметрами, заложенными в новом бюджете, жить будет вообще невозможно, подытоживают эксперты.