Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Такси въезжают в правила

В 2012 г. начнет действовать новый закон о такси. Большинство участников рынка ищут способы его обойти. В екатеринбургском такси De Luxe решили перестроиться под закон и посмотреть, что получится.

Весной 2011 г. две таксомоторные компании Екатеринбурга, «Автопрестиж» и «Сотня», бастовали против принятия нового закона о такси: не брали заказы целый день. Другие участники рынка тоже недовольны: документ требует от служб такси иметь собственный автопарк (а не работать по договоренности с частными водителями), лицензировать каждую машину (а не получать лицензионную карточку на компанию), ставить в авто таксометры (а не рассчитывать стоимость поездки по кратчайшему маршруту), оклеивать такси «шашечками» и тратиться на ежедневный медосмотр водителей. Тем не менее с 1 января 2012 г. закон вступит в силу. Эксперты пророчат рынку коллапс — уход огромного числа компаний и рост цен на поездки в 3-4 раза. Исполнительный директор такси De Luxe Сергей Антипин считает, что катастрофы не случится. Рынок, расслабленный отсутствием четких законодательных норм, будет вынужден действовать по-новому. De Luxe первой в Свердловской области оформила разрешение на перевозку легковым такси и сейчас ищет, где купить большую партию оранжевых Toyota Camry.

Оранжевый ажиотаж

Г-н Антипин говорит, что в конце 2007 г., когда De Luxe выходила на рынок, ее водители обязательно проходили медосмотр перед сменой, в машинах стояли таксометры, а все автомобили бизнес-класса принадлежали компании. «Плюс наши машины проходили техосмотр каждые полгода, — вспоминает он. — То есть компания в первоначальном виде полностью соответствовала новому закону. Мы делали это добровольно, потому что считали это правильным». Однако через год рынок такси Екатеринбурга наводнили диспетчерские службы. Они серьезно сбили цены на услуги. Сделать это было просто: затрат на ведение бизнеса здесь практически нет. Заказы на дому принимает женщина-диспетчер, руководитель компании на своей машине ездит на заказы. Кроме того, такие службы сотрудничают с частниками, обеспечивая их заказами за процент от выручки (гонорар диспетчерской — 10-30% от поездки). По словам Сергея Антипина, зачастую эти службы не зарегистрированы даже как ИП. И конечно, не платят налоги.
90% служб такси в Екатеринбурге работают именно по такому принципу, подсчитали в De Luxe. Оставшиеся 10% — компании с полностью или частично своим автопарком. Клиенту отличить диспетчерские службы от настоящих таксомоторных невозможно. Работа и тех и других выстроена похожим образом: у клиента принимают заказ, озвучивают сумму, информируют о подаче авто с помощью SMS или по телефону. Увидеть, как устроен бизнес, можно только изнутри. «Пришел человек с работы, заняться нечем. Он связывается с диспетчером, изъявляет желание подзаработать. Ему сразу дают заказы. Никакими таксометрами диспетчерские компании не пользуются — плата фиксированная, рассчитанная исходя из кратчайшего расстояния между точками. Не говоря уже о мед­осмотрах», — поясняет г-н Антипин.
Чтобы конкурировать в таких условиях, такси De Luxe тоже отказалось от таксометров — они серьезно повышали цену поездки (прибор учитывает время, проведенное в дороге, а не расстояние, так что, попав в пробку, клиент в машине с таксометром платит больше). Кроме того, компания стала привлекать частников на работу в сегменте экономзаказов. «Обычно конкуренция идет рынку на пользу, но здесь она чрезмерна, и эффект наступил обратный. Диспетчерские службы загубили цивилизованную работу такси в Екатеринбурге», — убежден Сергей Антипин.
Новый закон может изменить ситуацию. Диспетчерским придется тяжело — все автомобили должны быть в собственности компании (а значит, служба такси должна быть зарегистрирована как ИП, ООО, ОАО). Кроме того, компании должны будут потратить порядка 15 тыс. руб. на каждое авто: 10 тыс. уйдет на покупку таксометра, еще 5 тыс. потребуется, чтобы оклеить машину цветографикой («шашечками») и отправить водителя на медосмотр. Также на каждую машину придется получать разрешение для коммерческой перевозки пассажиров. «Мы сейчас расширяем свой парк в бизнес-сегменте. Раньше пробовали привлекать частников, но ушли от этого — возникает путаница с налогообложением. Водитель должен сам платить налоги, а отследить, делает он это или нет, очень сложно. С принятием нового закона покупаем машины и на экономсегмент. Так как наши авто изначально были оклеены «шашечками» по бокам, то нам не пришлось тратиться на это (1-2 тыс. руб. на каждую машину), и больших проблем с лицензированием не возникло», — говорит г-н Антипин.
Хотя, признает он, понервничать все-таки пришлось. Заявки на получение разрешений в региональный Минтранс подавали этапами: в первой партии — на 16 авто, во второй — на пять и т. д. По некоторым машинам власти в выдаче разрешений отказали. «Не понравилась копия документа, там якобы не читались буквы. Пришлось проходить процедуру еще раз», — комментирует Сергей Антипин. И добавляет: выдавать разрешения на перевозки будут бесплатно до 2013 г. Но это формально. На самом деле приходится около 1 тыс. руб. платить нотариусу за оформление дополнительной доверенности. Кроме того, разрешение выдается через 15 дней после того, как документы поданы в Минтранс. Все это время машины вынуждены простаивать — компании теряют деньги. «Но это не самая большая проблема. Сложности начнутся в сентябре, когда все такси в городе должны стать оранжевыми. По этому вопросу было большое совещание в областном Минтрансе, власти определились с выбором единой расцветки. Правда, распространяться это требование будет на машины, купленные и прошедшие лицензирование после 1 сентября 2012 г. А те авто, на которые разрешения получены раньше, смогут ездить в неизменном виде в течение пяти лет. Но так как мы продолжим докупать машины и после 1 сентября, то нужно придумать, как их перекрасить», — поясняет г-н Антипин.
По его словам, в экономсегменте проблем возникнуть не должно — найти нужное количество оранжевых машин стоимостью 300-400 тыс. руб. не очень сложно. А вот с более дорогими автомобилями придется помучиться. «Наш автопарк бизнес-класса состоит из 30 Toyota Camry, по 1,5 млн руб. каждая. Я узнавал у производителя, что, даже если мы продадим свои машины, чтобы купить новые, оранжевые, придется брать сразу 200 штук. Есть, конечно, надежда, что с принятием закона автозаводы начнут выпускать оранжевые машины специально для России. Но определенности в этом вопросе нет. В крайнем случае придется оклеивать машины цветной пленкой. Стоить это будет около 30 тыс. руб. за одно авто», — говорит Сергей Антипин.

В такси прислали доктора

Кроме того, новые авто придется оборудовать таксометрами. Так как в De Luxe такая практика уже существовала, контакты с поставщиками приборов налажены. «Таксометров на рынке очень много, выбор большой. Цены варьируются от 5 до 15 тыс. руб. Некоторые компании пытаются вставлять программы в навигаторы — такой сервис есть. И на этом успокаиваются. Но нормам закона такие гаджеты не соответствуют. Часть компаний планируют поставить таксометр в офисе, а машины приборами не оборудовать. Потому что пока непонятно, кто и как будет проверять наличие таксометра в авто. В законе не прописан и штраф за его отсутствие», — рассказывает г-н Антипин.
И добавляет — по этой причине часть компаний всерьез рассчитывают, что с 1 января для них ничего не изменится: «Некоторые даже не вникают в требования закона. Недавно общался с коллегой из другой компании, он говорит: «Закон же отсрочили». Я отвечаю: «Отодвинули дату, с которой все машины должны быть одного цвета, все остальное в силе». Многие задумываются, как обойти требования нового закона». Например, продолжает Сергей Антипин, распространено мнение, что поможет оформление авто в аренду вместе с водителем. Для этого таксисту придется подписывать с каждым пассажиром договор фрахтования. «Но как вы себе представляете эту процедуру, скажем, в пятницу вечером? Когда основная клиентура — хорошо отдохнувшие в клубах и ресторанах люди?» — недоумевает г-н Антипин.
До сих пор непонятно, каким образом власти будут проверять, проходил ли водитель медосмотр перед сменой или нет. Сейчас некоторые компании заявляют, что весь штат их таксистов проверяют медики. «Но зачастую это неправда, — комментирует Сергей Антипин. — Если сотрудники ГИБДД действительно будут жестко контролировать, есть ли у водителя в путевом листе отметка о прохождении мед­осмотра, то всем компаниям придется искать врачей». По его словам, держать своих медиков службам такси невыгодно, кроме того, необходимо получать лицензию на открытие медкабинета, «а это сложно». Проще заключить договор с медицинским центром.
Но и здесь есть нюансы: не каждый врач согласится начинать работу вместе со сменой таксистов, т. е. в 6 часов утра. «Обычно врачи приходят к 9.00 на предприятие и проводят там медосмотры. А наши водители к этому времени уже должны быть на линии, они ведь этих же людей на работу возят. Именно поэтому мы не можем перенести время пересменки на более позднее — 8 утра для такси час пик, водители должны успеть пройти медосмотр. Приходится искать медиков, готовых на такой график», — поясняет г-н Антипин. Кроме того, нужно отдельно договариваться с медицинской компанией об оплате услуг. В De Luxe подсчитали, что удобнее платить по фиксированной ставке — 100 руб. за каждого водителя. Но можно заключить договор на месяц и отдавать по 50 тыс. руб. — вне зависимости от числа таксистов, приезжающих на медосмотр. «Естественно, это траты, причем совершенно новые для многих компаний. Если суммировать все деньги, которые службам такси придется вложить, чтобы соответствовать новым требованиям, то в среднем получится 15 тыс. руб. на одну машину. Если в парке 100 авто, то понадобится 1,5 млн руб. На эти деньги можно купить пять новых машин экономкласса. Понятно, почему есть искушение сделать выбор в пользу расширения автопарка, а не в пользу нового закона», — заключает собеседник «ДК».

Службы такси угоняют водителей

Основная проблема — не поиск денег на новые авто. В крайнем случае служба такси может воспользоваться кредитом или лизингом. Главное, по словам Сергея Антипина, — найти водителей и сделать так, чтобы они держались за работу. В этом новый закон может пойти на пользу крупным компаниям. «Сейчас участники рынка переманивают друг у друга таксистов, водители с легкостью меняют работодателей. Приходится удерживать их количеством и качеством заказов, уровнем клиентов и автомобилей, — рассказывает г-н Антипин. — Когда закон вступит в силу, часть водителей, которые работали, а не подрабатывали на своих авто, не захотят лицензироваться. Они поставят машины и пойдут работать таксистами по найму. Можно, конечно, получить разрешение и таксовать самому, но в этом случае много рисков. Большая разница — получить заказ от диспетчера или ехать неизвестно куда неизвестно с кем. Вероятность нападения на водителя в последнем случае резко возрастает».
По словам Сергея Антипина, рынок изменится кардинально, только если за соблюдением норм закона о такси будут строго следить. Цены на услуги такси вырастут — таксометры не позволят рассчитывать стоимость по старой системе. Причем «подкрутить счетчик» за мзду не получится: программировать таксометры будут в офисе компании. «Единственная хитрость, которую смогут использовать водители, — сделать круг и тем самым увеличить расстояние поездки — если везут человека, который не знает город», — говорит г-н Антипин. Но успокаивает, что предрекаемого роста цен на услуги такси в 3-4 раза не будет: «Если без таксометра поездка стоила 500 руб., то с прибором она будет составлять 650 руб. Надо признать, что для мегаполиса у нас цены занижены. Мы, например, не меняли стоимость поездок уже три года — за это время бензин подорожал на 20%. Примерно на столько же поднимутся цены на поездку в такси».
В 2012 г., по прогнозам эксперта, из 300 служб такси в Екатеринбурге останется 100. «Крупные игроки с рынка не уйдут. Ни одна большая компания не заявила о таких планах. Средним предприятиям будет тяжело. Но и они скрипя зубами получают разрешения и покупают таксометры. Если все договорятся работать так, как требует новый закон, то рынку это пойдет только на пользу», — резюмирует Сергей Антипин.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.