«Техноград» придет на бартерную площадку
Строительная компания «Техноград» в начале мая запустила в тестовом режиме интернет-сайт, который станет сетевой площадкой для прямого товарообмена. Инвестор планирует через несколько лет ежемесячн
Разработанная «Техноградом» общедоступная интернет-площадка для бартерного обмена называется «Интеллектуальная торговая система Наметкина» (ИТС), по имени инициатора проекта Сергея Наметкина, генерального директора компании. Пока проект работает в тестовом режиме. В планах руководства компании сделать ИТС одной из крупнейших площадок бартерного обмена, предназначенной как для физических, так и юридических лиц. Как рассказал «ДК» руководитель службы маркетинга ИТС Юрий Мамаев, он непосредственно отвечает за продвижение и развитие всего проекта ИТС, сайт должен объединить в себе площадку для бартерного обмена, электронных торгов и функцию социальной сети.
Г-н Мамаев не стал называть сумму инвестиций в проект, сославшись на то, что он пока находится в стадии становления. По экспертным оценкам, на создание серьезного сайта без учета дополнительных затрат в Самаре требуется порядка 450-500 тыс. руб. Но это составляет всего лишь несколько процентов от общих инвестиций в проект. Юрий Мамаев отметил, что в течение года будет проводиться массовая реклама сайта не только в Самаре, но и в других российских городах-миллионниках, а также будет создана сеть пунктов приема рекламы и объявлений на сайт. Окупить все затраты в компании планируют в течение двух лет.
Аналоги бартерных интернет-площадок в России уже существуют, и сейчас их число растет. Юрий Мамаев сообщил, что основными конкурентами ИТС станут два портала с аналогичной спецификой: «Антикризисный расчетно-товарный центр» (владелец Герман Стерлигов) и Росбартер. Самарский сайт, несмотря на то что будет выполнять такую же функцию поиска партнеров для бартерной сделки, будет развиваться принципиально иным путем. Во-первых, ИТС будет предназначен как для физических, так и юридических лиц. Конкуренты же работают в основном только для юрлиц и ограничивают минимальный объем бартерной сделки. Второе и главное отличие самарской интернет-площадки заключается в способе монетизации сайта. В ИТС отказались от традиционного способа получения прибыли аналогичных структур: а именно от взимания процента от бартерной сделки. Вместо этого ИТС намерена зарабатывать за счет продажи рекламы на своем сайте.
В компании ушли от прямого ответа на вопрос о планируемой финансовой прибыли от развития площадки. Юрий Мамаев ожидает, что, как только сайт раскрутится, его суточная посещаемость составит порядка 10-20 тыс. пользователей. При этих условиях стоимость размещения баннера будет примерно 20-30 тыс. руб. за один месяц показа на сайте. Рекламу будут размещать на 20 площадках сайта. Таким образом, выручка от продажи рекламы может составлять от 0,5 до 1 млн руб. в месяц. Как отмечают опрошенные на условиях анонимности эксперты, эта сумма сопоставима с выручкой от продажи рекламы в среднестатистическом самарском печатном СМИ.
Другие участники бартерной интернет-торговли не разделяют оптимизма создателей ИТС, но отмечают масштабность проекта и оригинальность идеи. «Организация бартерной торговли — бизнес очень сложный, со своей спецификой, — говорит директор по развитию и PR Росбартера» Хадис Алиев, — он может быть выгодным, если его только серьезно развивать». Г-н Алиев сообщил, что он часто слышит сообщения о подобных проектах из других городов, но не видит в этом серьезной конкуренции для его компании. «Предприниматели относятся к бартеру с недоверием, хотя это очень эффективный инструмент снижения продаж», — замечает он. Оценивая самарский проект, Хадис Алиев считает, что серьезную прибыль продажи рекламы на таком специфичном сайте не принесут. «Мы берем один процент себе не от жадности. Это обеспечивает реальность предложения на нашем сайте. Поэтому у нас нет «висячих досок», то есть пустых предложений. Как с этой проблемой будет справляться ИТС, не очень понятно», — продолжает он.
Похожую точку зрения разделяет Сергей Васякин, коммерческий директор «Сибирской бартерной компании» (г. Томск). «Возможно, на местном уровне такой сайт нужен, но серьезных источников дохода от него я не вижу, — рассуждает он. — Количество участников бартерных отношений ограничено. Поэтому не думаю, что там будет очень высокая посещаемость».
Тем не менее эксперты отмечают, что бартер становится более популярным. С 1 января 2009 г. был отменен НДС при совершении бартерных сделок. Эта мера, как считает Правительство РФ, должна поддержать бизнес в условиях экономического спада.