Торговля - сизифов камень городских властей
У городских властей есть свой сизифов камень, который надо непремено катить в гору весь срок своих полномочий, а потом бросить, чтобы дело продолжил последователь.
Это борьба с нестационарной торговлей.
Каждый новый мэр объезжал город, выходил из тонированной машины и поражался до глубин мэрской души видом киосков и бабулек с укропом и носками на ящиках. Возможно, кричал во сне, когда ему снились необлагаемые налогами лотки. Словом, испытывал позывы продолжить борьбу с этим злом. И начиналась война. Сначала активная, потом и вовсе затухающая, так как уличная торговля непобедима.
Новые городские власти не стали исключением. Глава местного самоуправления в конце прошлого года совершил объезд вверенной ему территории и сделал открытие. Оказывается, в городе есть несанкционированная уличная торговля! Поэтому камень, брошенный бывшим мэром Вадимом Булавиновым, был срочно отыскан и начал свой путь в гору, то есть навстречу правилам торговли и эстетизму.
Уличная торговля уже давно успешно прописалась в списке городских зол. Это ее единственный успех, если не считать вездесущность и непобедимость. С ней боролись, когда была вспышка гепатита А, когда нужны были площадки под застройку на месте рынков, когда органы безопасности требовали освободить подземные переходы от прилавков. Нижний Новгород прошел через далеко не одну торговую войну. И ни разу торговцы не сдавались без боя. Они митинговали около здания мэрии, рвались на встречу с градоначальником, устраивали голодовки, доказывали, что платят налоги и являются работодателями.
Уличная торговля была даже краеугольным камнем в борьбе губернатора и мэра: как только один провозглашал борьбу за благоустройство и начинал сносить ларьки, другой поднимал знамя борьбы за права малого бизнеса. Потом менялись ролями. Не смущало даже то, что президент велел не обижать малый бизнес. Мол, это основа экономики всех цивилизованных стран. Ну, у нас кивали и трясли стратегиями, согласно которым доля малого бизнеса скоро достигнет 35%. И продолжали бороться с уличной торговлей.
Кстати, это непростой для городских властей выбор – получать налоги с уличной торговли или запретить ее и наслаждаться красотой улиц. Даже если поступления не так велики, то при нынешних аппетитах и планах Нижнего Новгорода лишними не будут никакие деньги. А эксперты и вовсе предлагают расслабиться – еще ни один город-миллионник не смог победить уличную торговлю, поэтому проще не запрещать, а приручить. Ведь горожане по-прежнему хотят купить на развале журнальчик, в лавке прихватить хот-дог или на бегу купить букетик цветов.
А правила для уличной торговли – это идея. Не очень свежая, конечно. Как подогретый хот-дог. Тем более, что наша уличная торговля пережила уже не один всплеск творчества городских властей.