Торговые центры втягивают киносети в гонку на выживание
Полноценная экспансия федеральных кинотеатральных сетей в регионы только началась. Лидеры озвучивают грандиозные планы о запуске десятков новых проектов в городах-миллионниках. Аналитики сомневаютс
эксперты
Кирилл Иванов
заместитель генерального директора сети «Синема Парк» (г. Москва)
Игорь Ильчук
генеральный директор сети кинотеатров «Каро Фильм» (г. Москва)
Сергей Лавров
редактор отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» (г. Москва)
Ксения Леонтьева
аналитик «Невафильм Research» (г. Санкт-Петербург)
Алексей Сидоров
директор развития сети ГК «ИнвестКиноПроект» (г. Москва)
Какой формат кинотеатров доминирует на рынке
Зачем девелоперам собственные мультиплексы
Сегодняшнее присутствие федеральных кинотеатральных сетей за пределами двух столиц пока незначительно. Самую крупную региональную сеть (14 кинотеатров / 44 зала) имеет компания «Киномакс», что вполне сопоставимо с размерами новосибирской сети «Арт Сайнс Синема» (9 кинотеатров / 27 залов) или екатеринбургской сети «Премьер-зал» (16 кинотеатров /23 зала). Лидер по количеству кинотеатров в России «Каро Фильм» в регионах имеет лишь четверть всех своих точек – 7 кинотеатров / 36 залов. В первую десятку крупнейших киносетей за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, по версии «Невафильм Research», входят также столичные «Синема Парк», «ИнвестКиноПроект» (ТМ «Киноплекс») и «Роскино», причем первые два игрока имеют в регионах всего по три 8-9-зальных мультиплекса и в крупнейших операторах числятся за счет большого количества залов. По оценкам «Невафильм Research», все вместе крупнейшие федеральные киносети по количеству залов занимают не более 17% на рынке кинопоказа в России.
Сегодня федеральные операторы заявляют о желании значительно увеличить свое присутствие в регионах. По прогнозам игроков, активная экспансия развернется в ближайшие 3-4 года и коснется практически всех городов-миллионников.
Самые грандиозные планы у сети кинотеатров «Киномакс». До 2010 г. компания рассчитывает добавить к своей сети не менее 50 современных мультиплексов. В планах столичной сети «Синема Парк» открыть в регионах к 2010 г. как минимум 20 многозальных кинотеатров. «Те 3 кинотеатра, которые мы имеем сейчас в регионах (в Тюмени, Челябинске и Набережных Челнах), – это только начало, – говорит Кирилл Иванов, заместитель генерального директора сети «Синема Парк». – Уже в этом году мы откроем не менее четырех мультиплексов в регионах – два в Уфе, один в Перми и один в Новосибирске. В планах следующего года – Волгоград. Дальше будем двигаться еще в 17-18 городов, включая Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Под вопросом остаются Самара и Краснодар». По расчетам г-на Иванова, емкость рынка одного города-миллионника – 3 современных мультиплекса с общим количеством залов 24-25 плюс 1-2 небольших кинотеатра.
Не менее масштабные планы вынашивает компания «ИнвестКиноПроект», строящая сеть киноразвлекательных центров под маркой «Киноплекс». «В городах с населением более 1 млн человек мы рассматриваем потенциал в 4-5 кинотеатров нашего формата», – озвучивает планы сети Алексей Сидоров, директор развития сети ГК «ИнвестКиноПроект». Компания намерена открыть киноплексы в Самаре, Челябинске, Уфе, Новосибирске, Волгограде.
В сети кинотеатров «Каро Фильм» признают, что рынок кинопоказа в Самаре близок к насыщению. Однако в компании считают, что при удачном выборе местоположения будущего кинотеатра сеть может успешно зайти даже в насыщенные города. Для сети кинотеатров «Каро Фильм», по словам ее генерального директора Игоря Ильчука, наиболее привлекательны рынки Новосибирска, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону.
Стремление кинотеатральных сетей расширяться за счет регионов понятно. Столичные рынки насыщены, регионы начали подтягиваться по уровню доходов. Радужную картину светлого будущего дорисовывают международные аналитики. По прогнозам компании PricewaterhouseCoopers, к 2011 г. кассовые сборы в российских кинотеатрах вырастут более чем вдвое и достигнут $941 млн, а посещаемость увеличится на 55% – до 155 млн посетителей в год. Такой внушительный рост в PricewaterhouseCoopers связывают с ростом доходов населения и развитием киносетей в регионах.
«Российский кинорынок будет стабильно расти, ведь сейчас степень его насыщения всего около 20-25%, – утверждает Игорь Ильчук. – Сегодня в России около 1400 кинозалов, то есть на 100 тыс. человек приходится всего 0,96 зала, это очень маленькая цифра. Для сравнения: в Италии на 100 тыс. человек приходится около 5 залов, в Германии и Великобритании – приблизительно 6 залов. Потенциал нашей страны в ближайшие годы – 4-5 тыс. экранов, и мы хотим активно участвовать в их открытии».
Российские аналитики дают прямо противоположные прогнозы. Согласно данным специализированного журнала «Кинобизнес сегодня», кассовые сборы на российском кинорынке действительно растут, в 2006 г. – на 30%, к концу 2007 г. – на 23%, а вот посещаемость стагнирует. По словам Сергея Лаврова, редактора отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня», количество зрителей по итогам 2006 г. выросло всего лишь на 10%, и по сравнению с 2003 г. рост посещаемости замедлился в 6 раз. «К концу 2007 г. количество зрителей прибавится на 7-8%, а в следующем году не будет уже никакого роста», – прогнозирует он.
Кассовые сборы, по утверждению аналитиков, сейчас растут в основном за счет цены билета. К концу 2007 г. средняя стоимость посещения киносеанса вырастет на 13% и достигнет 135 руб. Однако этот ресурс небезграничен. По мнению Сергея Лаврова, максимум, до которого может вырасти средняя цена кинобилета, – 150 руб. «Уже сегодня многих не устраивает нынешняя цена билетов. Реальность такова, что зрители моментально реагируют на поднятие цен и перестают ходить в кино. Благосостояние людей в регионах растет медленно, да и уровень пиратства в нашей стране слишком высок», – поясняет он.
С Сергеем Лавровым согласна Ксения Леонтьева, аналитик компании «Невафильм Research». Она ссылается на данные Росстата, согласно которым россияне около трети доходов тратят на продукты, в то время как европейцы тратят на питание лишь 12-15% своего бюджета. Именно разницей в структуре расходов г-жа Леонтьева объясняет, почему нельзя измерять емкость российского кинотеатрального рынка по западным стандартам. «В европейских городах на 100 тыс. жителей приходится в среднем 8 современных кинозалов. В России же эталоном насыщенности можно считать показатель в 3-3,5 кинозала на 100 тыс. жителей, к которому близки Москва и Санкт-Петербург», – замечает она.
Превышение этого показателя чревато, о чем свидетельствует пример Казани, где к тысячелетию города построили сразу несколько многозальных кинотеатров. В результате показатель насыщенности в столице Татарстана достиг 4,04 зала на 100 тыс. жителей, что обернулось снижением общей посещаемости и, как следствие, общих кассовых сборов. «Построили кинотеатров больше, чем нужно, зрители «разбрелись» по залам. Чтобы поддержать рентабельность, киносети повысили цены на билеты, и люди стали меньше ходить в кино», – объясняет г-н Лавров.
Между тем некоторые города-миллионники вплотную приблизились к оптимальному показателю насыщенности кинотеатрами. По данным «Невафильм Research», в Екатеринбурге на 100 тыс. жителей уже сейчас приходится 2,6 зала, в Челябинске – 2,47, в Новосибирске – 2,15, в Самаре – 2,1. В этих городах достаточно всего 1-2 мультиплексов, чтобы достичь оптимального показателя.
Многие кинотеатральные сети понимают, что потенциал городов-миллионников уже сильно ограничен. В этом не признаются только девелоперы строящихся торгово-развлекательных центров, утверждают все операторы. «Девелоперы провоцируют перенасыщение рынка кинопроката, – констатирует Кирилл Иванов. – Кинотеатр они воспринимают как автоматический эталон качества ТРЦ. И не важно, если рядом уже есть мультиплекс. Их это мало заботит».
Мультиплекс в ТРЦ – самый распространенный сегодня формат кинотеатра. Во-первых, в отдельно стоящие кинозалы заманить зрителя становится все сложнее, замечает Игорь Ильчук. Куда проще сделать это, если помимо просмотра фильмов предложить посетителю другие развлечения. Во-вторых, кинозалы, расположенные в ТРЦ, намного быстрее окупаются. Кирилл Иванов утверждает, что для покупки земли под кинотеатр и строительства киносетям пришлось бы создавать собственные девелоперские структуры: «Намного проще и дешевле дождаться, когда придет крупный инвестор, построит ТРЦ правильного формата, и встать туда».
Поэтому неудивительно, что девелоперы становятся локомотивом развития кинотеатрального рынка. «Они просто навязывают открытие кинотеатров, не думая о последствиях, – замечает Ксения Леонтьева. – В результате уже сейчас сталкиваются с тем, что не могут найти себе оператора».
Как признают аналитики, не считаться с прогнозами о скором насыщении рынков в городах-миллионниках девелоперов и кинооператоров заставляет общая надежда – открыться в самом удачном месте и раньше других, попасть со своими проектами в то заветное число мультиплексов, которое рынок еще воспримет.
Делая ставку на местоположение кинотеатра, от которого, по словам Кирилла Иванова, на 50-60% зависит успех проекта, киносети предъявляют соответствующие требования и к ТЦ. «Торговый центр должен стоять в местах, где уже сформировался пешеходный и автомобильный трафик», – отмечает Алексей Сидоров.
Чтобы уменьшить свою зависимость от девелоперов, некоторые сети параллельно мультиплексам в торговых центрах развивают формат крупных досугово-развлекательных центров, где основная сила притяжения уже не шопинг, а сам кинотеатр, вокруг которого выстраиваются боулинг, детская игровая зона и фуд-корт.
По такому пути пошла компания «Киномакс», рассчитывающая до конца 2010 г. открыть по России около шести таких специализированных центров, первый из которых появится в конце 2007 г. в Челябинске. Борис Асриев, президент компании «Киномакс», озвучивая эти планы РБК Daily, заметил, что на Западе концепция строительства кинотеатров в торговых центрах устарела почти 10 лет назад и там необходимости привлекать людей в кинотеатры шопингом уже нет.
Аналогичной стратегии придерживается и компания «ИнвестКиноПроект», имеющая в своем портфеле также 4 ресторанных бренда (кофейня «Кофенэро», суши-ресторан «Мисаго», фаст-фуд «Блин Сметаныч» и пиццерия «Лос пиратос»). «Такая диверсификация дает нашим посетителям больше возможностей проведения досуга, а компании позволяет компенсировать издержки от кинопроката, где сборы от месяца к месяцу могут серьезно отличаться», – поясняет г-н Сидоров.
Однако аналитики считают, что формат досугово-развлекательного комплекса, предложенный «Киномаксом» и «Инвест- КиноПроектом», не нов. «В ТРЦ кинотеатры существуют в таком же формате, только под управлением разных операторов. А здесь все объединяется под одним крылом – вот и вся разница», – замечает Ксения Леонтьева.
Эксперты отмечают, что рынок кинопроката развивается пока количественно, но не качественно. По словам Ксении Леонтьевой, несмотря на рост числа залов ассортимент афиш остается очень узким. В городах-миллионниках на киноэкранах идет не более 20 фильмов в неделю, в то время как в Москве этот показатель около 50 фильмов. «Даже в Казани, где сейчас самый высокий уровень насыщенности кинозалами, ассортимент афиш не стал разнообразнее – все те же 20 фильмов, как и везде», – отмечает она.
Этому есть свое объяснение. Пока основным фактором в выборе кинотеатра остается его месторасположение и общий комфорт, ему нет нужды заботиться о репертуарной политике. Эксперты признают, что пока киносети борются не за своего зрителя, а за зрителя вообще. «Построив сегодня очередной кинотеатр в городе, где уже работают твои конкуренты, рассчитывать на то, что у тебя появится стопроцентно своя аудитория, очень смело. Просто ты заберешь у кого-то часть его аудитории», – уверен Кирилл Иванов.
Поэтому репертуарное планирование, признает Ксения Леонтьева, во многих кинотеатрах ведется на примитивном уровне. «Я знаю случаи, когда один человек составляет репертуарные планы сразу для нескольких независимых кинотеатров», – говорит она.
И пока идет первичное насыщение рынка стандартными форматами, ситуация не изменится, убеждены участники рынка и аналитики. Но города-миллионники уже близки к тому порогу, когда количество начнет перерастать в качество. Вторая волна развития рынка, прогнозируют эксперты, будет связана со специализацией и поиском кинотеатрами своего лица.
«Некоторые залы уже начинают выходить в некие специализированные ниши и конкурировать уже за своего личного зрителя, но это скорее исключение, чем правило», – замечает Ксения Леонтьева. По ее словам, в будущем появятся форматы кинотеатров второго экрана и арт-хаусного кино, которые вне столиц пока не развиты из-за их более низкой рентабельности.
Пополнят арсенал инструментов в конкурентной борьбе за зрителя и цифровые развлечения (спортивные трансляции и концерты он-лайн в 3D), активное развитие которых ожидается в ближайшие несколько лет. «Через 2 года произойдет цифровая революция в кино, – уверен Кирилл Иванов. – Выиграют те, у кого больше денег, так как переоборудование одного зала под «цифру» стоит от 130 тыс. евро – в три раза больше аналогового кино. Вполне вероятен такой сценарий, когда прокатчиков поставят перед фактом, что кино на 35 мм больше не будет».
В то же время сами кинотеатры, по прогнозам экспертов, будут уделять больше внимания продвижению своих собственных брендов. Первым фактом, свидетельствующим об этой тенденции, стала имиджевая рекламная кампания «Каро Фильма», стартовавшая в середине июня 2007 г. под лозунгом «Жизнь – это кино. Кино – это Каро».
«Они фактически использовали метод Coca-Cola – простой запоминающийся слоган, который быстро заседает в голове, – говорит г-жа Леонтьева. – Они первые, кто это делает. И они становятся узнаваемыми. А вслед за продвижением индивидуального имиджа начнется и индивидуальная репертуарная политика».
«В Самаре доминируют федеральные сети»
Андрей Свирень
генеральный директор GSH Management Consult (КРЦ «Шипка», КРЦ «Самара»)
Само понятие «кинотеатр» уже отходит в прошлое. Сейчас людям недостаточно просто приходить и смотреть кино. Им нужны все удовольствия сразу, в одном флаконе – место, куда можно прийти всей семьей, походить по магазинам, пообедать-поужинать и заодно сходить в кино. Это и объясняет успех кинозалов в мегамоллах по всей России и в культурно-развлекательных комплексах.
На мой взгляд, сегодня мест для просмотра кино в Самаре вполне хватает. У нас функционируют два мультиплекса «Каро» (ТЦ «Московский») и «КиноМечта» («Парк Хаус»), а также КРЦ «Самара», КРЦ «Шипка», КРЦ «Звезда», ЦРК «Художественный», ДТР «Современник», кинотеатр «Огонек».
Кинотеатрам будет труднее, если в Самаре будут строить мультиплексы, поскольку народ будет предпочитать проводить время там. Кинотеатрам в различных частях города труднее соперничать с мультиплексами – первые предлагают ограниченное число услуг, да и перечень картин у них меньше из-за того, что зал один. Конкуренция самарских кинотеатров с федеральными сетями пока в пользу вторых. У них есть централизованные средства на проведение промо и возможность проводить без большого ущерба для себя предпремьерные пресс-показы, поскольку в наличии есть несколько залов, где будет продолжаться демонстрация имеющегося репертуара.
По уровню заполняемости кинозалов наши показатели не ниже показателей других кинотеатров. Обычно большой наплыв посетителей идет в первые полторы недели премьеры. Перспективными можно считать фильмы для семейного просмотра – сказки, мультфильмы, фэнтези. Поэтому в ближайшие несколько лет развитие мультиплексов, наверное, наиболее перспективное направление в кинобизнесе.