Трейдеры металлопроката
Активная федеральная экспансия на самарский рынок черного металлопроката началась 4-5 лет назад. Местные игроки пытаются сопротивляться ей, развивая дополнительные услуги и создавая региональные ас
специалист отдела маркетинга группы компаний «Маяк»
Владимир Марин
директор ООО «Старт»
Сергей Прилепский
начальник отдела продаж ООО «Интерметпоставка-Поволжье»
Чем привлекает «москвичей» самарский рынок металлопроката Почему местным металлоторговцам не удается консолидироваться Зачем самарские игроки развивают дополнительные услуги Почему рентабельность бизнеса держится на одном уровне
Активная федеральная
экспансия на самарский рынок черного металлопроката началась 4-5 лет назад.
Местные игроки пытаются сопротивляться ей, развивая дополнительные услуги и
создавая региональные ассоциации металлоторговцев. По прогнозам экспертов, в
ближайшие 2-3 года может произойти очередной передел рынка в связи с проникновением
на него китайской и турецкой продукции.
Объем рынка торговли черными металлами в Самаре в натуральном выражении составляет приблизительно 40-45 тыс. тонн в месяц, оценивают участники рынка. Из этого объема примерно по 15 тыс. тонн приходится на арматуру и металлический лист, а порядка 7-8 тыс. тонн – на фасонный прокат, оставшийся объем – на другие виды. Основные игроки на рынке торговли черными металлами в Самаре сегодня – 4 крупные федеральные компании: «Евраз-Металл-Поволжье», «Интерметпоставка-Поволжье», «Мечел-сервис», «Самарастройкомплект». Они контролируют порядка 70% самарского рынка. Федеральные игроки ориентируются на торговлю крупными партиями. Местные компании, не имеющие возможности работать с поставщиком напрямую, закупают черный металл в основном у них для перепродажи мелкооптовыми партиями конечным потребителям.
По мнению участников рынка, доходность бизнеса по торговле черными металлами составляет в среднем 20% и год от года существенно не меняется. Эксперты объясняют это длительными и устойчивыми связями трейдеров и поставщиков. Отклонения рентабельности в ту или иную сторону обусловлены лишь сезонными колебаниями цен и другими факторами, влияющими на ценовую политику поставщика.
Строительные компании развивают самарский рынок металлопроката
Самарский, как и российский рынок торговли металлопрокатом, по словам специалиста отдела маркетинга группы компаний «Маяк» Юлии Лобовой, представлен тремя направлениями – черная и цветная металлургия, а также материалы из оцинкованной и окрашенной стали: «На основе последних производятся материалы, необходимые для строительства, – сэндвич-панели, металлочерепица, штрепс».
Основные заказчики продукции в сегменте черного металлопроката – строительные компании и предприятия машиностроения. Но последних в Самаре немного – порядка 4-5. Поэтому рынок трейдеров черного металлопроката почти целиком зависит от развития строительной отрасли.
Рынок ежегодно растет на 10-15%, такая динамика обусловлена высокими темпами строительства в Самаре. С другой стороны, из-за того, что большая часть сбыта приходится на строительную отрасль, бизнес трейдеров черного металлопроката подвержен выраженным сезонным колебаниям. Начальник отдела продаж ООО «Интерметпоставка-Поволжье» Сергей Прилепский: «Главный сезон продаж приходится на период с мая по сентябрь».
По словам г-на Прилепского, весной 2006 г. цены на черный металл выросли на 40-50%. К зиме объемы продаж металлоторговцев традиционно снижаются на 15-20%. Иногородние производители черного металлопроката, такие как Челябинский и Западно-Сибирский металлургические заводы, склонны постоянно поднимать цены на свою продукцию, мотивируя это высокими издержками производства. Такая ситуация устраивает все стороны – производителей, поставщиков и потребителей черного металлопроката, так как отечественная продукция качественней зарубежной.
Производители диктуют цены металлотрейдерам
Другой фактор, влияющий на стабильность рынка, – его тесная зависимость от связей трейдеров с производителями черных металлов. Эксперты полагают, что именно этот фактор ключевой в конкуренции. Комбинатам неинтересно работать с трейдерами, которые не могут гарантировать им стабильного объема закупок, и они предпочитают сотрудничать с теми, кто готов покупать металлопрокат даже зимой, когда спрос на него со стороны конечного потребителя значительно снижается.
Как уверяют эксперты, прогнозировать изменения конъюнктуры практически невозможно. Уровень цен на региональных рынках соотносится с мировыми прайсами, а правила игры, в конечном счете, диктует производитель. Как пояснил директор ООО «Старт» Владимир Марин, самарские филиалы крупнейших московских трейдеров металлопроката сотрудничают с солидными иногородними производителями – это Магнитогорский металлургический завод, «Северсталь», Челябинский металлургический завод (ЧМЗ) и др.
Как подчеркивают эксперты, производители всегда пытаются диктовать цены трейдерам, с которыми они работают: «Но и сам поставщик в свою очередь зависит от трейдера. Например, если крупная металлоторговая компания закупает у него 50% продукции, то производитель заинтересован продолжать с ней сотрудничать. Он может предоставлять ей существенные скидки при закупке товара». По словам Владимира Марина, в выигрыше оказываются самарские филиалы крупных федеральных компаний, которые работают с поставщиками напрямую. Они могут приобретать продукцию комбинатов по сниженным ценам. Нередко производитель предоставляет таким структурам отсрочки платежей, на которые другие игроки рынка рассчитывать не могут.
Зависимость от поставщика определяет и специфику деятельности компании-трейдера. Одни из них могут торговать преимущественно арматурой, другие – металлическим листом. Вопрос в том, с каким именно производителем работает трейдер металлопроката, каковы особенности его производства.
Местные игроки диверсифицируют бизнес
Чтобы выдержать конкуренцию со стороны столичных компаний, самарским фирмам приходится максимально диверсифицировать бизнес. Например, они перепрофилируют его, ориентируя не на торговлю, а на оказание дополнительных услуг. Владимир Марин: «Сама торговля металлом для нас уже не актуальна, и мы понемногу сворачиваем это направление. Для нас приоритетно оказание дополнительных услуг по вторичной обработке черного металлопроката. Это изготовление металлоконструкций, лазерная резка и другие работы, востребованные нашими клиентами-застройщиками».
Примерно таким же путем идет самарская группа компаний «Маяк». Юлия Лобова: «Фактически мы не трейдеры, а потребители металлопроката. Мы закупаем оцинкованную и окрашенную сталь, из которой производим металлоконструкции, необходимые в строительстве». А компания «Бизнесстальтранс» освоила производство стеновых и перегородочных блоков.
В отличие от местных игроков федеральные занимаются оптовой торговлей и оказывают клиентам стандартные услуги, к которым относятся рубка, резка и доставка металла потребителям. Сергей Прилепский: «В развитии дополнительных услуг мы не заинтересованы, так как занимаемся крупными оптовыми продажами».
Самарские компании создают альянсы для борьбы с «москвичами»
В условиях федеральной экспансии в регионе была создана гильдия металлоторговцев, которая объединяет самарских трейдеров металлопроката для противодействия «федералам». Инициатором создания этой организации выступила самарская компания «Бизнесстальтранс». Согласно Положению о гильдии металлоторговцев, организация создавалась для «содействия развитию экономической, хозяйственной деятельности участников гильдии, а также в интересах защиты потребителей металла, метизов и другой металлопродукции в Самарской области от случайных недобросовестных предпринимателей, предлагающих некачественный товар». Сергей Прилепский: «Федеральные компании в гильдии не состоят, потому что реализуют продукцию крупным оптом. Самарские игроки объединились, чтобы выжить, иначе их просто вытеснят с рынка».
Эксперты не смогли пояснить, каким образом членам гильдии удается противодействовать крупным федеральным сетям. Например, они могли бы делать консолидированные закупки, получая от поставщиков некоторые скидки. Г-н Прилепский: «Мы готовы предоставлять нашим клиентам скидки при условии больших объемов закупок. Но члены гильдии консолидироваться пока не спешат». Фактически игроки предпочитают «крутиться» сами по себе, зарабатывая на оказании дополнительных услуг и максимальных «накрутках» при мелкооптовой реализации. В самой гильдии металлоторговцев от каких-либо комментариев отказались. Как полагают эксперты, гильдия металлоторговцев постепенно превратилась из организации, заявляющей о серьезных намерениях, в клуб «по интересам».
Как поясняют участники рынка, бизнес металлоторговцев основан на сотрудничестве не только с поставщиками, но и с потребителями металлопродукции: «Пока членам гильдии таких отношений выстраивать не удается – у них небольшие объемы складских запасов. В гильдию металлоторговцев входят не очень крупные компании». Поэтому у местных игроков, в отличие от крупных федеральных компаний, нет такой полной сформированной клиентской базы.
Китайские и турецкие металлоторговцы «атакуют» самарский рынок
В ближайшие 2-3 года, как полагают эксперты, конкуренция на рынке торговли черным металлопрокатом будет усиливаться. Бизнес будет расширяться и укрупняться. Небольшим местным игрокам придется уйти с рынка, освобождая место федеральным «акулам». По оценкам экспертов, на смену ныне существующим альянсам и гильдиям могут прийти крупные объединения, которые будут формироваться по схемам слияний и поглощений. Мелкие компании уйдут в розничный сегмент, а средние поглотятся игроками федерального масштаба либо объединятся в партнерства, чтобы обеспечить приемлемый для них уровень закупочных цен за счет увеличения объемов закупок. Но пока местные трейдеры еще не осознают необходимости консолидации. Компании работают в разных нишах, у них разные потребности к ассортименту и объемам закупок. Поэтому им довольно сложно гарантировать производителю предоплату, считают эксперты.
Появления на рынке города и области новых региональных организаций, которые могли бы стать серьезными соперниками для лидеров, пока ожидать не приходится. По оценкам экспертов, в условиях жесткой конкуренции выживут только игроки федерального масштаба и аффилированные с производителями структуры. Но и федеральным компаниям придется потесниться, уступив часть рынка металлопродукции иностранным товаропроизводителям. Пока этот процесс только начинается, на самарский рынок все активней начинают выходить китайские и турецкие поставщики. Они продают сертифицированную продукцию по сравнительно низким ценам. Но местные потребители все равно мало им доверяют – сказывается некоторая предубежденность в отношении продукции этих стран.