Три ключевых прогноза для авторынка на 2016 год
Ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов подвел итоги ушедшего года и оценил перспективы наступившего. Основная мысль: «Могло бы быть и хуже».
«Автостат» констатирует, что 2015 год был для рынка очень трудным: доходы населения падали, а цены на автомобили росли, что привело к снижению продаж и сокращению числа дилеров. Все это происходило на фоне тяжелой экономической ситуации, низких цен на нефть и ослабшего рубля.
«Но если вернуться на год назад, то мы ожидали худшего. По самым оптимистичным прогнозам мы допускали падения рынка новых легковых автомобилей на 30%. Про пессимистичные сценарии и вспоминать не хочется… На деле же рынок упал на 35%, что в текущих условиях можно считать вполне приемлемым результатом», – отметил Азат Тимерханов.
Прогнозы на 2016 год
Роста авторынка не будет
По мнению аналитика, принятые правительством РФ меры господдержки, конечно, помогли рынку не провалиться еще сильнее и сыграют такую же роль в первом полугодии 2016 года, но ожидать, что они позволят рынку пойти вверх, не стоит.
«К уже имеющимся макроэкономическим факторам, которые оказывают негативное влияние на авторынок, добавляются и геополитические проблемы, – считает эксперт. – Так что в наступающем году продажи легковых автомобилей в лучшем случае окажутся на уровне нынешнего года. А в худшем – покажут падение примерно на 15% к 2015 году. Но будем надеяться, что через год наши ожидания, как и сегодня, окажутся заниженными».
На рынке появятся российские и корейские новинки
С февраля поступит в продажу высокий хэтчбек LADA XRAY от АвтоВАЗа. Производитель также планирует в наступившем году расширять линейки как XRAY, так и выпущенной в 2015 году LADA Vesta.
«Это должно помочь компании и дальше наращивать свою рыночную долю. Как, например, у корейских Hyundai и KIA, которые во многом благодаря очень гибкой ценовой политике за год увеличили долю в среднем с 8% до 11%», – рассказал Азат Тимерханов.
Эти корейские автопроизводители, к слову, тоже готовят новинки к выпуску в 2016 году: компактный кроссовер Hyundai Creta, который будет собираться в Санкт-Петербурге, а также новые поколения бизнес-седана KIA Optima и кроссовера Sportage.
Кроме того, на рынок выйдет новый бренд – узбекский Ravon, который заменит Daewoo, часть моделей которого уже выйдет под новым логотипом. Наибольший интерес у потенциальных покупателей вызывает новая Nexia, под которой скрывается предыдущее поколение Chevrolet Aveo.
С рынка уйдет много брендов и дилеров
Бренд Chevrolet ограничит присутствие на российском рынке лишь автомобилем Niva и несколькими эксклюзивными моделями, а Opel окончательно покинет РФ.
Также в «зоне риска» находятся марки, которые ввозят всю линейку своих автомобилей из-за рубежа и демонстрируют значительное падение продаж: SsangYong, Suzuki, Chrysler, Jeep. Их стоимость сильно зависит от колебаний курсов валют.
«Кроме этого, налицо и такая тенденция, когда производители сокращают свой модельный ряд, делая ставку на более ходовые модели и прекращая поставки наименее ликвидных. В 2016 году эта тенденция только усилится, а количество продаваемых моделей на российском автомобильном рынке продолжит сокращаться», – прогнозирует аналитик.
Такая же участь ожидает дилерские сети, большинство из которых продолжит сжиматься. Сейчас в России работает около 4 тысяч дилерских центров, ориентированных на продажи более 3 млн машин каждый год. Поскольку в ближайшие годы эксперты не прогнозируют возвращения рынка на этот уровень, многим дилерам придется уйти.