Три идеи, как венчурный бизнес вытащит российскую экономику
В апреле завершились X Казанская и XV Российская венчурные ярмарки, где представители бизнеса, государства и корпораций из 20 стран обсудили возможности отечественного венчурного рынка.
Чем нам грозит спад объема инвестиций, какие стартапы будут поддерживать государственные институты развития и какое место мы занимаем в мире, а также многие другие вопросы поднимались на конференции. Мы подготовили три ключевых мнения экспертов Венчурной ярмарки.
Правильное время, чтобы остановиться и оглянуться на то, что было сделано, чтобы двигаться дальше
Игорь Агамирзян, генеральный директор и председатель правления РВК:
Факт, что венчурный рынок в России состоялся, неоспорим. В нем много перекосов и проблем, тем не менее, на протяжении длительного периода мы росли очень быстро. С 2010 по 2012 год объем венчурного рынка вырос в 10 раз, где-то к 2013 году рост замедлился, а в 2014 году произошло падение в объеме инвестиций. Это закономерно, но падение произошло раньше и сильнее, чем я ожидал.
Однако многие эксперты оценивают падение рынка скорее как положительный фактор. На рынке появлялся избыток капитала и, как результат, происходила переоценка многих проектов. Сфера Интернет-проектов и электронной торговли и сейчас очень привлекательна, но в России это приобрело искаженные формы, когда 90% инвестиций вкладывались только в e-commerce.
Ресурс экстенсивного движения институтов господдержки исчерпан, и необходимо пересмотреть стратегии. Сейчас правильное время, чтобы остановиться и оглянуться на то, что было сделано, чтобы двигаться дальше.
Опережающее развитие и модернизация индустрии — единственный путь к сильной венчурной экосистеме
Павел Королев, генеральный директор Pulsar Venture Capital:
Венчурный бизнес может стать драйвером экономики, но при условии органической и эффективно развивающейся инновационной экосистемы и модернизации отраслей промышленности. Важно поддерживать опережающее развитие индустрий, а не повторение или даже копирование существующих на рынке решений. Сейчас работа строится больше в формате идентификации точек риска и формирования заказа на их решение, при этом упускается возможная синергия с существующими на рынке инновационными технологиями и решениями. В России есть уникальные научные и инженерные школы, которые могут стать ядром формирования национальных индустриальных и научных кластеров, создавая возможности для развития инновационной экономики, основанной на внедрении инноваций и мировой конкуренции практически во всех индустриях.
Самым слабым местом на сегодняшний день в венчурной среде является процесс превращения идей небольших стартапов в работающий бизнес. Это не только российская проблема, она присутствует везде, где не хватает так называемых «умных денег». Чтобы ее решить, нужно работать с проектами на ранних стадиях, на чем мы сейчас и сосредоточены. Важными инструментами для развития проектов на ранних стадиях являются поддержка акселераторов и международные программы сотрудничества. Акселерация — это целенаправленная программа поддержки предпринимателей, которая может включать в себя образовательную часть, конкурсную работу, небольшие инвестиции или даже грантовую поддержку. Сейчас такие программы стали наиболее заметны, например, в этом году снова проводится самый крупный в России конкурс-акселератор GenerationS, с которым мы не первый год сотрудничаем, помогая развивать индустриальные решения.
К сожалению, в России сравнительно немного экспертов с релевантными знаниями в инновационной отрасли, которые могли бы плотно работать с отечественными командами. Именно для этого мы последние три года активно формируем консультационный совет и партнерские отношения с ведущими инновационными центрами мира: в первую очередь Кремниевой долиной, а также центрами Европы и Азии.
Во время кризиса инвесторы должны продолжать вкладывать — это их работа
Марвин Лиао, партнер американского фонда-акселератора 500startups:
Я провел достаточно много времени в России и Европе, и каждый раз, когда я приезжаю, я вижу, как российские стартапы становятся лучше. И я думаю, что это закономерно: в свободном доступе множество книг, блогов и видео по этой теме. В среде с каждым годом появляется столько знаний, что легко увидеть прогресс. В США все иначе. Если посмотреть на Кремниевую долину, то 16 лет здесь накапливались знания и глубокая экспертиза, поэтому мне кажется, бессмысленно сравнивать стартапы долины, скажем, с компаниями из России или Германии. Потому что экосистема здесь не столь зрелая, здесь нет такого количества историй успеха по сравнению с Кремниевой долиной. Но я действительно вижу большие изменения: появляется больше экспертов, лидеров рынка. Прогресс есть. Правда, нужно уточнить, что я имею в виду серьезный прогресс стартапов, но в меньшей степени у инвесторов. Есть, конечно, исключения, как фонд Pulsar Venture, в отношении западного мышления и инвестиционных практик. Однако большинство фондов России и Европы не столь искушенные, очень консервативные и развиваются не так быстро, как стартапы.
Венчур может развиваться и во время кризиса. Можно вспомнить некоторые из лучших компаний, которые как раз возникли во время рецессии. Во время кризиса предприниматели с хорошим бизнесом все равно продолжают развиваться, но они не тратят деньги бездумно. Я считаю, что то же самое применимо и к фондам. Даже в кризис вы должны находить команды с хорошим бизнесом. В тяжелые времена вы должны инвестировать, конечно, немного иначе, но вы должны продолжать вкладывать деньги в стоящие проекты — это работа венчурных капиталистов. Все эти компании: Cisco, Google, Microsoft - получали инвестиции даже в период кризиса, и они все еще процветают.
Венчурная Ярмарка в Казани – крупнейшая в России контактная площадка для инновационных технологических компаний и профессиональных участников индустрии прямого и венчурного инвестирования, важное инвестиционное событие России, признанное российскими и зарубежными деловыми кругами.
В 2015 году в XV Российской и X Казанской венчурных ярмарках приняли участие более 100 представителей инвестиционных фондов и частных инвесторов со всего мира. Высокий интерес проявили инвесторы из Сингапура, Ирландии, Бельгии, Германии, Португалии, Великобритании, США, Финляндии, Швейцарии. Всего в Ярмарке приняло участие более 2000 гостей со всего мира.