Трибуна: Долой клининговый контрафакт!
Перестаньте пользоваться услугами компаний, которые не оформляют гастарбайтеров по закону.Каждый раз, когда в Самаре открывается новый гипермаркет или розничная сеть, вместе с ними откуда ни возьми
Схема захода в город на всех москвичей одна. Компания нанимает местного управленца и возлагает на него задачу организовать штат. Он, недолго думая, либо сам вербует гастарбайтеров, либо, если нет наработанных связей, а вопрос надо решить быстро, обращается в миграционную службу. Вокруг нее вьется масса посреднических структур — их объявления висят на столбах около офиса и даже на дверях ФМС. Вот эти посредники, собственно, и «подгоняют» людей штучно, бригадами или сотнями — по желанию клиента. У такого подхода декларируются три выгоды. Гастарбайтеры — это дешево, поэтому компании могут снижать цены для конечного потребителя. Гастарбайтеры работают эффективнее, потому что более мотивированы. Кроме того, нанимать гастарбайтеров принято во всех цивилизованных странах, так как местные жители давно отвыкли делать грязную работу. Я вам докажу, что все это — мифы.
Миф первый: цена. Уборщики из Самары и, к примеру, из Узбекистана соглашаются работать за примерно одну и ту же зарплату в 6 тыс. руб. Но налоги разные. НДФЛ, ЕСН и прочие сборы в расчете на гражданина России составят 39%. А для нерезидентов НДФЛ уже не 13%, а 30%, поэтому в итоге придется платить все 56%. Это полбеды. Чтобы решать множество вопросов, связанных с наймом иностранных граждан, нужна мощная кадровая служба: юрист, кадровик и человек, который будет устанавливать отношениями с госорганами, ФМС, погранконтролем, милицией и многими другими. Если такой команды нет, то масса справок и уведомлений просто задавит компанию. А содержание специалистов по мигрантам в итоге обойдется в круглую сумму. Полгода назад в ТПП прошел круглый стол, и на нем все профильные чиновники в один голос заявили: «Уважаемые предприниматели! Если оформлять все по закону, по всем формулам, получается дороже. Не пудрите нам мозги, что для вас это экономия! Берите гастарбайтеров, но только если у вас дефицит рабочих рук, если людей не хватает. И заведите юриста».
Миф второй: работоспособность. Если мы зафиксируем отрезок времени, скажем, 8-часовой рабочий день, наш гастарбайтер, бесспорно, работать будет лучше местного жителя. Он приехал в Самару от нужды, за деньгами, у него мотивация посильнее. При возможности и необходимости он проработает 12 или даже 18 часов, хотя это и нарушение Трудового кодекса. А российский гражданин через 8 часов скажет: «Баста! День кончился, я свои права знаю!» Так в чем недостаток нерезидентов? Гастарбайтеры имеют свойство пропадать. Работает такой сотрудник неделю, а затем — бац! И с утра не вышел — дома в Казахстане случилась проблема, вот он и уехал, благо что граница рядом. Коллеги рассказывают отраслевые байки-ужасы: вчера полная бригада, а сегодня утром никого нет и невозможно найти. Один уехал на родину, второму предложили «шабашку» на стройке, третий просто неизвестно где.
Кроме того, подавляющее большинство мигрантов не знает русского языка. Строители еще как-то где-то подучиваются, но их жены-подруги, которые приехали заодно и пошли работать уборщицами в клининговую компанию, — нет. Это можно элементарно проверить, зайдя, например, в «Рамстор» и обратившись к женщине, которая моет полы. Как в таком случае ими управляют? Оказывается, есть в каждой группе самый лингвистически образованный бригадир, который понимает 15 слов и выступает толмачом. Но когда появляется проблема, и он может «включить дурочку»: «Я не понимаю». А распознать, прикидывается он или нет, невозможно — работодатель-то не знает узбекский или таджикский. Если эти нюансы принять во внимание и оформлять гастарбайтеров в соответствии с Трудовым кодексом, то вся полученная за счет мотивации эффективность улетучивается.
Миф третий: нельзя найти местных жителей на работу уборщиками. Неправда. Посмотрите, у нас в штате почти 500 человек, и среди них нет ни одного нерезидента. Самара — не Москва и не Европа, здесь достаточно людей, которые готовы работать за 6 тыс. руб. Можно найти уборщиков любой квалификации — для предприятия, торгового центра, банка. Но приходится выстраивать систему подбора персонала, размещать вакансии в газетах и на ТВ, участвовать в ярмарках вакансий. Для тех, кому надо быстро штат получить, есть дорогая, но популярная схема аутстаффинга. И хотя во всем «цивилизованном мире» действительно нанимают нерезидентов на непривлекательную работу, не стоит забывать — их оформляют по полной программе. Те же гастарбайтеры-турки в Германии официально устроены, у них есть миграционные карты, есть пособия, есть профсоюзы — у них есть все.
Нелегальные иностранцы хуже компьютерных пиратов
Почему же при высоких налогах и накладных расходах, связанных с наймом иностранцев, некоторые компании так роняют цены на клининг? Раньше мы были в шоке: что происходит, почему они используют более дорогую рабочую силу, а цены дают копеечные?! К нам приходили устраиваться несколько менеджеров московских компаний и рассказали. Отгадка простая и очевидная: зарплата черным налом, расчет ежедневно с каждым уборщиком, потому что нет уверенности, что завтра этот приезжий не пропадет. Я спрашиваю: «А как же жесткий государственный контроль?» Оказывается, что всем иностранным товарищам дается четкая инструкция: наша компания вас не знает, а вы не знаете нас. Вы здесь просто по своей инициативе что-то делаете, кого-то видите — разбегаетесь. Документов у них при себе никаких, поэтому доказать, что этот конкретный человек работает в такой-то компании, невозможно. Более того, бывает и так, что самой компании в Самаре физически нет — она зарегистрирована в другом городе, а на месте ее представляет агент.
Печальная тенденция в том, что такие фирмы влияют на весь рынок. Одна тольяттинская компания проработала лет 5, а потом под давлением низких цен сдалась и перешла на использование иностранного труда. Самарские девелоперы, собственники зданий видят предложения клининговых компаний, которые пользуются трудом нерезидентов, и говорят: «А почему, собственно, я должен переплачивать за местных сотрудников?» Ответ — потому что большинство гастарбайтеров не оформлено легально! Поддерживать их — все равно, что поддерживать компьютерных пиратов. Если вы приглашаете к себе клининговую компанию и она говорит, что на объекте будут работать нерезиденты задешево, не надо на это покупаться. Вы должны понимать, что дешевых гастарбайтеров не бывает. Не платите за контрафакт!
мнение за
заместитель директора клининговой компании «Примекс-Самара»:
— Если мы говорим о ведении бизнеса в строго правовом поле, то, безусловно, использование труда гастарбайтеров без оформления официальных трудовых соглашений с ними неприемлемо. К сожалению, этот тезис не соответствует практике работы некоторых клининговых компаний, приходящих на самарский рынок. Их некорректное поведение бросает тень на весь бизнес в целом. Общаясь с некоторыми потенциальными клиентами, мы замечали, что они ассоциируют понятие «клининг» только с плохо говорящими по-русски рабочими из Средней Азии. В результате с их стороны следовал вполне закономерный ответ на наше коммерческое предложение: «За такие деньги мы сами сможем нанять рабочих на любом рынке»
Используя труд нелегалов, московские компании получают преимущества в конкурентной борьбе. Как правило, местные компании берут рабочих в штат, а им надо платить белую зарплату и кучу других платежей в соответствии с ТК. Все эти издержки закладываются в стоимость клининговой услуги. Заходя в Самару, москвичи демпингуют за счет того, что им не надо платить все налоги на сотрудников — достаточно просто рассчитаться наличкой с бригадиром «шабашников», и все. Это значит, что и цена у таких компаний ниже среднерыночной, и с ней они выигрывают все тендеры. Потребители ведь не знают, какие работники будут убираться в их офисе или магазине. Казалось бы, как вообще такое возможно, ведь есть специальные госорганы, которые на корню должны пресекать подобные явления? Но здесь мы уже можем только догадываться об особых отношениях многих компаний, использующих нелегальную рабочую силу, с проверяющими из ФМС.
мнение против
Ольга Манева
директор Департамента развития филиалов компании ОМС (Москва):
— В конечном итоге демпинг в любом своем проявлении мешает нормальному развитию бизнеса не только местных компаний, но и федеральных, которые активно приходят на региональные рынки. Тем не менее говорить о том, что цены федеральных клининговых компаний ниже за счет того, что они, нарушая государственные законы, применяют нелегальную рабочую силу, тоже неверно. Федеральные компании работают в большинстве регионов страны потому, что у них чуть больше опыта выстраивания работы на объекте, чуть лучше система расчетов и процедур, чуть больше финансовых возможностей для того, чтобы работать с меньшей доходностью на объекте, но с большим числом клиентов, чуть лучше система логистики по расходным материалам, инвентарю и основным средствам. Все вместе эти плюсы и позволяют предлагать клиентам цену, которая для местных компаний кажется демпинговой.
Говоря о положительных и отрицательных моментах работы с иностранным и местным персоналом, нельзя забывать тот факт, что качество оказываемых услуг зависит только от того, насколько грамотно построена система управления на объекте, а никак не от национальности линейного персонала. Что касается законного или незаконного оформления работников, то федеральные компании просто не могут себе позволить иметь проблемы с государственными службами, так как в этом случае они рискуют гораздо большим и в репутации, и в бизнесе, чем местные небольшие компании.