Трибуна: Набирайте номер!
Hot-choice — всего лишь новая «игрушка» для небольшой части потребителей. Игорь Бородулин президент ГК «Самтелеком» Три года назад на рынке предоставления услуг междугородной и междунар
президент ГК «Самтелеком»
Но двухзначных кодов просто не хватает: лицензии на оказание услуг дальней связи получило уже несколько десятков компаний. Потому осенью прошлого года комиссия при Минсвязи и информации РФ приняла решение о переходе на четырехзначные коды доступа «междугородки» уже с первого апреля текущего года. Теперь количество игроков на рынке дальней связи должно увеличиться в несколько раз. Появляется техническая возможность для более широкого внедрения на рынок и собственно в практику потребителей возможностей режима hot-choice.
Последний тезис довольно спорен, и тут можно подискутировать. Итак, я утверждаю, что все эти изменения, в частности распространение режима hot-choice, совсем никак не скажутся на конечных пользователях услуг МГ/МН-связи или скажутся в очень мало. Дело в том, что все абоненты четко делятся на две категории: те, которые с радостью принимают любые технические новшества, но их меньшинство, и «традиционалисты», которые, как правило, ко всяким «наворотам» остаются безразличными. Помните, как еще очень давно у владельцев стационарных телефонов появилась возможность узнавать точное время? Достаточно было набрать несложный номер, и в трубке звучал женский голос, сообщающий текущее время. Конечно, часть потребителей «поиграли» с этой услугой, но, тем не менее, от наручных часов тогда никто не отказался. Примерно такая же ситуация происходит и сегодня. По большому счету, разве не все равно потребителю, какой оператор рынка предоставляет ему доступ к «междугородке»? Конечно, мне могут возразить, что потребитель будет выбирать оператора, руководствуясь принципом оптимального соотношения цены и качество. Но тогда у меня встречный вопрос: а как давно вы мониторили рынок дальней связи, чтобы перед звонком точно знать, что у одной компании услуги на междугородную связь на несколько процентов дешевле, нежели чем у другой? Если вы не профессиональный аналитик данного рынка, то точного ответа у вас никогда не будет.
Уменьшатся ли тарифы на междугородную и международную связь?
О снижении тарифов благодаря распространению hot-choice можно говорить с достаточно большой степенью условности. Телефонные компании постоянно ведут «тарифные войны», стараясь опустить свои расценки чуть ниже, чем у конкурентов. Это обычный закон свободного рынка. Но никто не будет работать себе в убыток, поэтому снижение цены имеет свой предел. Конечно, любой оператор связи может для привлечения клиентов действовать на грани убыточности, но только очень короткое время. Представим: телефонная компания работает на рынке услуг дальней связи, и вот появляется услуга hot-choice, значит ли это, что тарифы этой компании автоматически будут снижены. Конечно, нет. Так как эта услуга тоже имеет свою стоимость, и деньги пойдут на покупку нового оборудования, обучение специалистов и прочие расходы, связанные с ее внедрением. Так что не стоит ожидать существенных снижений тарифов на международную и междугородную связь. С hot-choice или без нее, но операторы останутся прежние, и они уже будут определять ценовую политику. Hot-choice является всего лишь возможностью для операторов рынка дальней связи вступить в диалог друг с другом, чтобы повести речь о снижении тарифных ставок. Но еще раз повторюсь, есть граница, ниже которой цены опуститься не могут.
Резюме: любая инновация лучше стояния на месте
Все вышесказанное не следует воспринимать как критику процесса внедрения новой услуги. В чем же заключается выгода от широкого внедрения режима hot-choice? Здесь есть несколько моментов. Прежде всего, hot-choice хорош сам по себе тем, что это инновация, а новое, как правило, всегда лучше любого стояния на месте и тем более шага назад. Хотелось бы, чтобы данная услуга нашла свое широкое внедрение еще раньше, года два-три назад. Но, с другой стороны, это произошло тогда, когда смогло произойти. Внедрение hot-choice требует определенной технической готовности всех операторов рынка связи. Но в период кризиса, во время экономической стагнации, любая новая услуга гораздо менее востребована. Кроме того, операторы проводной связи и не ожидали от внедрения hot-choice какой-либо прибыли. Скорее это просто инструмент для удержания лояльности потребителя.
На Западе подобная услуга была введена давно, но и там она не находит массового применения. Ею пользуются при необходимости, например во время отпуска, когда турист целенаправленно ищет дешевого оператора, чтобы по минимальным тарифам позвонить домой из гостиницы. Кроме того, не стоит забывать, что, помимо стоимости услуги, для потребителя имеет большое значение и ее качество. Применительно к рынку связи это значит, что многие люди готовы заплатить чуть больше, но при этом без проблем слышать и понимать своего собеседника на том конце провода.
Выгоду от hot-choice можно рассматривать с позиции общего технического прогресса. Внедряя эту услугу, компании вынуждены модернизировать свое оборудование, создавать новые рабочие места, и это, конечно, позитивный момент в период кризиса. Положительным фактом является и то, что у потребителя появилась еще одна «игрушка», безусловно, что какая-то часть пользователей международной связи будет активно задействовать эту опцию. Но какого-либо широкого распространения она не найдет.
мнение ЗА
Роман Танин
начальник отдела дальней связи компании «ТТК-Самара»:
— Несомненно, hot-choise является новинкой для рынка дальней связи, тем более для Самарской области. На данный момент эта услуга предоставляется только в 7 регионах Российской Федерации (Москве, Татарстане, Башкортостане, Якутии, Пскове, Костроме и Ульяновске). Трудности предоставления звонков по hot-choise обусловлены тремя причинами: первая — техническая возможность: все АТС местных телефонных компаний должны иметь возможность выставить категорию абонента «0», позволяющую работать в режиме hot-choise. Вторая — сложность обработки информации об абонентах, которые воспользовались услугами оператора дальней связи, так как оператору необходим не только номер абонента, но и адрес местонахождения конкретного абонента для выставления счетов. Третья причина — незаинтересованность операторов местной телефонной связи в переключении абонентов из-за возможности потери части доходов от комиссии за пропуск трафика на конкретного оператора дальней связи. Я согласен, что на ранней стадии новинка будет не очень востребована, но данный «инструмент» дает возможность как юридическим, так и физическим лицам сравнивать не только тарифное предложение операторов дальней связи, но и качество, что само по себе благоприятно как для абонентов, так и для операторов.
Сергей Фильченков
аналитик ИХ «ФИНАМ»:
— Это мировая практика, и российское законодательство требует, чтобы у потребителя была возможность выбора. Тем более что абоненты от этого только выигрывают. Пока результаты демонополизации рынка дальней связи более или менее заметны только в крупнейших городах, но сейчас соответствующие коды получили многие операторы, и через несколько лет в регионах появится реальная конкуренция. Используя hot-choice, абонент получает возможность выбрать выгодные условия, сэкономив на МГ/МН-связи. Да и сам факт наличия выбора стимулирует операторов предлагать более выгодные тарифы. Правда, они уже нередко предполагают добровольный отказ от hot-choice — телекоммуникационные компании готовы платить за лояльность и предсказуемость денежных потоков. Стоит признать, что не все пользователи готовы к активному выбору — нужно запомнить несколько кодов, порядок набора, как-то учитывать тарифы и т. д. Однако кризис заставляет экономить. Думаю, 90% населения сейчас согласилось бы заучить наизусть хоть десяток кодов, лишь бы экономить на звонках.
Главный пострадавший в результате развития hot-choice — «Ростелеком», который неизбежно будет терять рыночную долю. Компания осознает этот риск и готовится к нему, усиливая свои позиции в сегменте магистрального доступа. Впрочем, на сегодняшний день hot-choice в России практически нет. Основная формальная причина — МРК не имеют достаточно ресурсов для осуществления модернизации своей сети, а это необходимо для предоставления услуги потребителю. Правда, деньги на реализацию других масштабных инвестиционных проектов государственные операторы, которые, как и «Ростелеком», входят в состав холдинга «Связьинвест», почему-то находят. В текущих условиях можно прогнозировать, что за пределами Москвы hot-choice станет общедоступен только через несколько лет. Так что время, чтобы приготовиться к использованию современных технологий связи, еще есть.