Трибуна: Только позитив!
Смотрите на возможности, которые открывает кризис, а не на его темную сторону. К ризис — это классно! Почему бы и нет? Каждую ситуацию нужно рассматривать как возможность дальнейшего старта.
Смотрите на возможности, которые открывает кризис, а не на его темную сторону.
К ризис — это классно! Почему бы и нет?
Каждую ситуацию нужно рассматривать как возможность дальнейшего старта. В том, что происходит сейчас в экономике, я вижу три возможности.
Первая — это возможность оптимизироваться: убрать ненужные звенья из компании, а у нужных объединить функции. Создать четкую структуру, где меньше затрат и больше прибыли. Мы поступили так: все звенья, у которых не было плана продаж, мы сделали работающими. Во‑первых, объединили функции клиент‑менеджера и менеджера по контрактам. Во‑вторых, поставили планы всем региональным руководителям. Сейчас мы понимаем, что маленькое подразделение не требует «глобального» управления и лучше сделать его руководителя бизнес‑единицей. Директора офисов — это же бывшие рекрутеры, которые выросли и пошли вверх по карьерной лестнице.
В‑третьих, сотрудников бэк‑офиса мы по возможности распределили на новые должности внутри компании. Ну а слабые звенья — сократили. Раньше региональные офисы у нас были по 8‑10 человек. Теперь оставили примерно по 5, причем у каждого есть план продаж. А в управлении стало на треть сотрудников меньше.
Вторая возможность, подаренная нам кризисом, — попробовать новые сегменты рынка и услуги. Если в основной сфере клиентов стало меньше — время попробовать что‑то новое. Мы раньше специализировались на банках, а недавно враз перепрыгнули на рынок FMCG. Там меньше продажи не стали — люди едят не меньше, а в магазинах бытовой техники ажиотаж. Если завтра станет ясно, что FMCG не будет, уже послезавтра перепрыгнем на новую отрасль. Мы будем гибко прогибаться под все изменения рынка! Senat Consulting Services — не такая уж глобальная компания, как сотовый оператор или нефтяной гигант, мы способны поменять структуру в один день. Хоть пирожками торговать начнем. И вы тоже можете!
Что касается новых услуг, сейчас через тендеры стали разыгрывать заказы на outplacement. Это когда корпорация увольняет сотрудника, но платит кадровому агентству, чтобы его трудоустроили на новое место за определенный срок, допустим, 30 дней. Я называю это социальной ответственностью бизнеса.
Третья «кризисная» возможность — это запас времени. Полгода назад у всех задача была — как можно быстрее расширяться, вести географическую экспансию. Мы, наши клиенты, партнеры — все только и делали, что открывали представительства и филиалы. Людей брали извне даже на руководящие посты, потому что нужны были работающие ячейки компании на местах.
Теперь можно взять тайм‑аут и осмотреться. Управленцам — нарастить ключевые компетенции. Фирме — накопить на счете собственные средства.
Мы понимаем, что бизнес не будет стоять на месте. Компании продолжат развиваться.
Вы представляете, что произойдет, когда закончится кризис? Какой всплеск, выброс вакансий случится через 6 месяцев максимум! В ближайшее время будет расти количество заказов и уровень деловой активности в целом в экономике страны.
Кризис нам дарит полгода на подготовку. Мы сейчас вырастим людей, а потом пойдем с ними за клиентами.
Сказки про безработицу
У нас в компании за последние 2‑3 недели число поступающих резюме выросло на 50%. Число большое, оно и для меня стало сюрпризом. Это региональные менеджеры, менеджеры по ключевым клиентам, начальники отделов. В основном руководители среднего звена с небольшим сроком работы на последнем месте. Они такие же, как и остальные соискатели — по качеству новые резюме не лучше, чем поступавшие раньше.
Я выделю главную категорию из соискателей: это люди, которых брали под географическую экспансию, а потом сократили, потому что закрыли все подразделения, не успевшие выйти на самоокупаемость. Сейчас не трудоустроились потому, что крупные компании‑работодатели ждут окончания кризиса. Вот и все. Но в образовавшейся волне есть обиженные, они распространяют свою жизненную информацию и несут ощущение того, что появилась безработица. Это преувеличение. Безработица — это сказки. Среди моих знакомых нет ни одного, кто долго бы оставался безработным. Наоборот, сейчас находят новые места.
Лучше посмотреть на возможности. Для соискателей, которые ушли из малого и среднего бизнеса, но в крупных компаниях не успели закрепиться на руководящих должностях и теперь «зависли» посередине, сейчас самое время попробовать открыть собственные фирмы. И испытать свое видение на практике.
Небольшим компаниям, в которых образовался кадровый вакуум, можно попробовать оптимизировать структуру и объединить функции нескольких должностей в одной.
Возможность для крупных работодателей — не переплачивать при найме сотрудников. С ростом числа резюме неадекватные амбиции и зарплатные ожидания уйдут. Кризис дает приземленность желаний кандидатов.
Для нас, кадровых агентств, текущая ситуация — возможность проявить себя. Несмотря на то что на рынке появились трудовые ресурсы, предпосылок к тому, чтобы качественно закрывать вакансии собственными силами корпоративных эйчаров, нет. Качество осталось прежним, просто теперь нужно выбирать из большего числа людей.
Заработаем и в этот раз
Сейчас результат зависит от того, как ты будешь двигаться. Мое личное мнение — двигаться захотят немногие, большинство встанет и будет ждать. Это и есть ошибка. Можно многое сделать. Если все кругом должны, есть средства, чтобы временно решить эту проблему. В 1998 г. использовали векселя и квази‑векселя. Юридическая форма последних не закреплена, это, по сути, долговые расписки. Но они помогают частично ликвидировать недостаток ликвидности. Можно далеко не уходить от истоков и воспользоваться тем, что уже сработало.
Мы сейчас можем копить деньги на корсчете в банке. Если так сделает каждая компания, о дефиците ликвидности речи не будет. Мы недавно спросили у одного клиента‑производителя продуктов питания: «А как у вас дела, держитесь?» Они нам отвечают: «Не переживайте, мы очень хорошо заработали в 1998 г. И в этот раз заработаем».
мнение против
Оксана Воронова
директор по развитию КА «Бизнес‑Персонал»:
— С утверждением «Что нас не убивает, делает сильнее» не поспоришь. Но это взгляд на проблему только с одной стороны — стороны работодателя. Кроме того, это взгляд на светлую сторону кризиса. Описывая возможности оптимизации бизнеса на примере агентства, тем не менее, Наталья признает факт сокращения сотрудников своей компании. Сейчас, конечно, можно назвать их «слабыми звеньями», но люди работали и были полезны компании. И сокращать сотрудников вынуждены многие предприятия самарского бизнеса. Например, АвтоВАЗ останавливает производство на 3 недели, соответственно, выпуск продукции приостановят и все его смежники. «Самарская кабельная компания» переводит персонал в режим неполного рабочего времени и планирует сокращения. Оптимизируются и строители — «Портал» уволил 20% сотрудников, сокращения прошли в ГК «Уран», ГК «Финстрой» и «Союз». Пока говорить о массовых сокращениях персонала рано, но есть факты высвобождения персонала с определенных сегментов рынка. Что делать освободившимся топ‑менеджерам, руководителям среднего звена, скажем, со строительных проектов. Эти люди имеют профильное образование и опыт именно в этой сфере. Им тоже переориентироваться на новые сегменты рынка, например FMCG? Но рынок FMCG, на который рассчитывают в Senat, не станет палочкой‑выручалочкой. Ритейл Х5 Retail Group сократит 10% офисных сотрудников. Безусловно, мы еще увидим не только возможности, но и темную сторону кризиса. Другое дело, что делать в этой ситуации. Когда мы достигнем дна, наступит подъем и бурный рост. И снова нужны будут специалисты, причем всем и сразу. И в этой ситуации конкурентное преимущество получат компании, сумевшие не только выжить, но и сохранить свой человеческий потенциал. Есть два пути оптимизации бизнеса с точки зрения сокращения расходов на персонал — сократить численность персонала или сократить продолжительность рабочего дня. Выбор в каждом конкретном случае — за работодателем. Но второй вариант более социально ответствен, не порождает такого роста социального напряжения, как сокращения персонала.
мнение за
Максим Шенцев
директор «Лидер АйТи»:
директор «Лидер АйТи»:
— Правильно, сейчас не нужно замирать — замерзнешь! Если вспомнить 1998 г. — тогда играли жестко. Не нужны люди — заберут. Не хочешь в тендер — тебя подвинут. Это в плюс. Уйдут те компании, которые привыкли получать прибыль без труда. Теперь же все аутсорсеры — IT‑компании, кадровики и армия прочих b2b‑компаний — должны сокращать затраты клиента, а не продавать ему услуги таких же специалистов, как у него в штате, но с накруткой. Есть много возможностей, которыми можно воспользоваться. Мы придумали такую схему, чтобы заработать. Сейчас проводят сокращения персонала. Мы предлагаем сократить сисадминов, но не отправить их куда‑то в открытый космос, а трудоустроить к нам. И перейти на постоянное обслуживание за сумму, меньшую, чем зарплата сокращенного специалиста. Такой же схемой могут пользоваться и кадровики, принимая на работу эйчаров своих клиентов, тем более что они не являются для заказчика бизнес‑единицами. В стремлении сэкономить — все начинают выбирать. Выбираем и мы, так как поставщики начали менять условия. Доллар вырос на 2,5 руб. Зато курс евро упал! Значит, надо переключать закупки на софт и оборудование, которые привязаны к евро. Клиент перестал закупать лицензии Зато готов ставить бесплатный софт — Linux и Open Office. Эти программы требуют настройки, и маржа по услугам такая же, как и с коммерческих продуктов.Наконец, что касается рынка труда: за последние полторы недели я провел собеседования примерно с 80 кандидатами. Люди в основном адекватные и серьезные, есть кем пополнить штат.Не согласен с Senat только в том, что кризис продлится 6 месяцев. Думаю, он затянется на 2‑3 года. И на самом деле еще не начался.