Трибуна:Дожидайтесь сотрудников ГАИ!
Новые изменения в законодательство об ОСАГО пока мало соответствуют действительности. Владимир Шереметьев заместитель директора самарского филиала компании «Росгосстрах» по розничным видам стр
заместитель директора самарского филиала компании «Росгосстрах» по розничным видам страхования.
С вступлением этих поправок в законную силу как страховым компаниям, так и страхователям необходимо будет научиться грамотно действовать в условиях новых требований закона.
В то же время существенное изменение бизнес-процессов СК серьезно осложнит и без того трудное экономическое положение многих компаний на рынке ОСАГО, кроме того, оно обострит и серьезный рост внутренних издержек страховщиков. Существует несколько «подводных камней», на которые указывали страховщики еще на стадии обсуждения внесения изменений в закон. Причем до сих пор отсутствует ряд документов для прямого урегулирования, например, нет единой методики оценки ущерба.
Какие проблемы существуют теперь?
Итак, в чем же суть претензий страховщиков к новой редакции закона?
Значительная часть компаний сегодня не имеет развитой инфраструктуры урегулирования убытков. Кроме того, не решен целый ряд вопросов, необходимых для введения системы прямого урегулирования. В частности, не разработана единая методика оценки ущерба, причиненного имуществу, отсутствует реестр независимых экспертов-техников, не внесены необходимые поправки в нормативные правовые акты по банкротству страховых организаций. Безусловно, страховые компании работать уже начали, однако все недостающие документы должны быть приняты, поскольку без них работа крайне затруднена.
Теоретически может возникнуть следующая ситуация: к нам пришел наш страхователь с требованием выплатить страховку, мы посчитали и полностью выплатили ему убыток, условно говоря, в 25 тыс. руб. В свою очередь, СК виновника может не согласиться с нашими расчетами — на основании собственных расчетов они вполне обоснованно могут заявить, что ущерб составлял всего лишь 20 тыс. руб., и отказаться во внесудебном порядке оплачивать недостающую разницу. Таким образом, между страховыми компаниями неизбежно возникнут споры о сумме страховых возмещений, выплаченных застрахованному лицу. Все эти проблемы создают существенные трудности в деятельности страховых компаний и усложняют процесс работы в рамках прямого урегулирования убытков. Резюме: требующих решения вопросов накопилась масса, а поправки уже действуют, поэтому страховому сообществу придется решать возникшие проблемы. Не менее сложная ситуация и с так называемым Европротоколом, то есть упрощенной процедурой оформления ДТП. Конечно, никто не хочет часами дожидаться гаишников, чтобы они, приехав на место незначительного ДТП, оформили все соответствующим образом. Но когда участники аварии сами оформляют документы, потом у них могут возникнуть определенные проблемы. В этом случае основной сложностью для страхователей, скорее всего, станет необходимость самостоятельно, «на глаз» определять размер причиненного в ДТП ущерба. Например, «стукнулись», владельцы машин между собой определили виновника, оценили ущерб и разъехались. На первый взгляд, все хорошо. Но может оказаться так, что ущерб от ДТП составляет не 25 тыс. руб., а, к примеру, 30 тыс. руб., разницу страховая компания оплачивать не будет. Еще пример: участники ДТП могут покинуть место происшествия, чувствуя себя нормально, но впоследствии выяснится, что вред здоровью все-таки причинен. В этом случае получить страховку по ущербу здоровью уже невозможно. Кроме того, раньше виновника аварии устанавливали сотрудники ГИБДД, сегодня же это предстоит делать самим водителям. Это не всегда просто, и не факт, что страховая компания согласится с их выводами.
Что же необходимо изменить?
Все вышесказанное не следует воспринимать как жалобы страховщиков и просьбы вернуть все на место. Получилось, что поправки внесли, а реальные механизмы эффективной работы по новым правилам сформированы еще не до конца. При этом необходимо отметить, что сама идея прямого урегулирования убытков и упрощенной процедуры оформления ДТП при мелких авариях, безусловно, является положительной. Необходимо срочно принимать соответствующие нормативные акты, которые в деталях будут регулировать все аспекты новых взаимоотношений. Несомненно, с течением времени с рынка уйдут компании, для которых прямое урегулирование окажется сложностью — останутся только сильные игроки. В заключение хочу дать два совета автовладельцам. Во-первых, если вы хотите использовать свое законное право и в случае необходимости обратиться в свою страховую компанию за возмещением, подходите к ее выбору осознанно: обращайте внимание на ее финансовые показатели, опыт работы по ОСАГО, смотрите, есть ли у этой компании центры урегулирования убытков в вашем регионе или поблизости от вас. Во-вторых, если вы все-таки попали в ДТП и в чем-либо не уверены, вызывайте сотрудников ГИБДД.
Елена Алексеева
директор самарского филиала СК «Московская страховая компания»:
— В целом недостатки и преимущества нововведений можно будет оценить только после того, как этот механизм начнет работать. Страховщики должны разработать и применять единые правила определения степени гражданской ответственности, единые правила выставления обратного требования. А государственные органы должны обеспечить контроль единых стандартов независимой экспертизы.
Роман Любицкий
генеральный директор СОЦС «Таймрезерв»:
— Может быть, при временных трудностях, связанных с введением этих поправок в действие, можно найти в них больше минусов и попенять на несвоевременность изменения закона. Тем не менее поправки должны увеличить конкуренцию между страховщиками, так как раньше автолюбитель фактически покупал полис не для себя, а «для того парня». В нынешней ситуации страхователь станет гораздо ответственнее подходить к выбору страховой компании, да и сами страховщики начнут уже по-другому общаться с клиентами. Что же касается Европротокола, то могу добавить, что он будет работать только в том случае, если оба участника ДТП обладают полисами, приобретенными после 1 марта. Может показаться, что такое разделение страхователей не совсем справедливо, но, если ввести Европротокол с учетом обратной силы, многие страховые компании не выдержат такого нововведения, так как им придется обрабатывать огромное количество страховых случаев в новых условиях. Вследствие того, что на данный момент нет отработанной схемы урегулирования подобных убытков, мы получим громадные очереди в отделах выплат. На данном этапе такой проблемы не возникнет, поскольку страховых случаев по договорам ОСАГО, заключенным после 1 марта, будет не так много. Примерно через год мы плавно перейдем на 100%-ное обслуживание автовладельцев по этой системе. Данная поправка, может быть, не совсем своевременна, но она, однозначно, необходима. Автолюбители смогут оформлять мелкие ДТП, экономя свое время и время инспекторов ГИБДД. Срочность его введения может быть связана с возможным сокращением численности сотрудников ГИБДД в связи с кризисом и уменьшением расходной части бюджета.
Вывод такой: господа автолюбители, пользуйтесь всеми появившимися нововведениями, поскольку они утверждены законодательно, а в случае отказа в выплате суд всегда встанет на вашу сторону, так как «Dur lex, sed lex» — «Закон суров, но это закон».