Цены на авиабилеты: чего ждать после поглощения «Трансаэро»
Когда покупка «Трансаэро» будет документально закреплена, под контроль «Аэрофлота» перейдет порядка 60% российского рынка авиаперевозок. Как это отразится на стоимости билетов – в материале DK.RU.
Прогнозы экспертов туристической отрасли и государственных ведомств, касающиеся будущего цен на авиабилеты, рознятся. Если представители туристических агентств и интернет-сервисов утверждают, что рынок авиаперевозок становится, по сути, монополизирован, то в Министерстве экономического развития говорят, что ни о какой монополии со стороны «Аэрофлота» не может идти и речи. Сильных изменений стоимости билетов не предвидится.
Представитель сервиса метапоиска momondo.ru в России Ирина Рябовол в беседе с DK.RU отметила:
«Моментального повышения цен на авиабилеты ждать не стоит, однако со временем оно все-таки произойдет. Конкуренция уменьшается. На рынке появляется монополист, от которого не стоит ждать подарков. Многое в будущем ценообразовании будет зависеть от того, как пройдет сделка «Трансаэро» и «Аэрофлота». В этом году, думаю, повышения стоимости билетов не предвидится».
На некоторых маршрутах «Аэрофлот» и без того являлся монополистом, например при перелетах из Москвы в Нью-Йорк, добавляет Ирина Рябовол: ранее эти перевозки осуществляли три компании – «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Дельта». Последние две ушли с рынка.
«Стоит отметить, что те, кто уже купил билеты, могут быть спокойны. Поскольку компания не становится банкротом, а просто продает часть акций, то всех пассажиров перевезут», - резюмировала эксперт.
Олег Пантелеев, главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» в беседе с журналистами Lenta.ru отметил: повышение стоимости билетов произошло бы вне зависимости от того, остался бы на рынке «Трансаэро» или нет.
«По оценкам Транспортной клиринговой палаты, каждый пассажир обходится отрасли более чем в 400 рублей убытков, и как минимум на эту сумму надо повысить тарифы», - отметил Пантелеев.
Поглощение «Аэрофлотом» «Трансаэро» приведет лишь к тому, что последняя компания перестанет демпинговать, резюмировал он.
Янис Дзенис, представитель компании Aviasales.ru с мнением экспертов солидарен: роста цен на билеты стоит ожидать. Однако когда это произойдет, не очень понятно. Особенно подорожают перелеты на определенных направлениях – Барселона и Ереван – так как именно «Трансаэро» предлагал по этим маршрутам лучшую стоимость билетов.
«Когда уходили такие компании, как Sky Express или Авианова, рост стоимости билетов по некоторым направлениям доходил до 60%», - напомнил он изданию Metro.
«Трансаэро» действительно предлагала по многим направлениям самые выгодные билеты (см. инфографику). Кроме того, перевозчик часто устраивал спецакции. Теперь выгодных предложений на рынке ждать не стоит, прокомментировал ситуацию DK.RU Дмитрий Храпов, генеральный директор «Туту.ру».
Фото: инфографика DK.RU по данным "Туту.ру"
Напомним, о покупке «Аэрофлотом» компании «Трансаэро» стало известно 1 сентября. Тогда компания заявила о приобретении 75% плюс одной акции «Трансаэро». Сумма сделки была символической – 1 рубль. Это было вызвано тем, что компания переходила к «Аэрофлоту» с серьезными долгами.
После поглощения представители «Трансаэро» отметили, что не являлись инициаторами консолидации с «Аэрофлотом». Напротив, компания предлагала другие варианты решения финансовых проблем – создание банковского синдиката или докапитализация компании.
Между тем, кредиторы «Трансаэро» не планируют списывать долги с авиаперевозчика. Банк ВТБ настаивает, чтобы по долговым обязательствам «Трансаэро» отвечал «Аэрофлот». При этом, перевозчик должен предоставить до 30 сентября готовый план операционной деятельности «Трансаэро», а к октябрю – список действий по реструктуризации долга. В случае, если «Аэрофлот» будет рассчитываться с долгами «Трансаэро», некоторые кредиты, взятые поглощенной компанией в валюте, будут переведены в рублевые.
В правительстве в свою очередь готовы помочь «Аэрофлоту» и списать часть его долга. Такая возможность обсуждалась несколько дней назад на совещании у Игоря Шувалова. Однако против этого выступили банки.
Отметим, общий долг «Трансаэро» перед кредиторами неизвестен. Однако в марте 2015 года он составлял 12,7 млрд рублей.