Учить или не учить
Директор компании решает вопрос организации системы обучения персонала. Его не вполне удовлетворяет уровень образовательных программ, и он сомневается в эффективности систематического обучения рабо
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Николай Сходняк - генеральный директор
Юлия Белоусова - Маркетолог
Алексей Носырев - коммерческий директор
Инна Гладышева - начальник отдела продаж
Максим Думкин - экс-начальник отдела продаж
ДОСЬЕ
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У фирмы есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.
**********************************************************************************************************************************************
Решение предыдущей серии
Николай Сходняк потребовал от Татьяны Шумилиной план кадровых преобразований. Он распорядился создать в каждом подразделении рабочие группы, перед которыми Шумилина должна поставить цели изменений и объяснить их суть: менеджмент должен предложить варианты решения этих задач. Директор объявил сотрудникам, что HR проводила эксперимент в рамках проекта реорганизации кадрового менеджмента и официально присвоил Шумилиной статус руководителя этого проекта со всеми полагающимися полномочиями.
************************************************************************************************************************************************
На третий раз пересчитав рыбок в аквариуме, Николай Сходняк так и не обнаружил маленького неончика. «Спит или сдох», — решил шеф «Любо-Дорого & Ко» и встал из-за стола, чтобы удостовериться в правильности выводов. Наблюдение за живностью, растворенной в воде за стеклом, про себя он называл скородумкой. Как только «голова переставала варить мозг» (а состояние бессмыслия Николаю было отвратительно), он переводил взгляд с лэптопа или разложенных по столу бумаг на светящийся зеленый куб. Оптическое искажение внутреннего пространства аквариума толстыми стеклянными стенками приятно кружило голову, рыбки успокаивающе мерили отведенный им объем, и вслед за ними в сознание начинали вплывать нужные для работы мысли.
Выяснить причину пропажи неончика Сходняк так и не сумел: появление в кабинете Юлии Белоусовой усадило его в кресло.
— Николай Евгеньевич, позвольте вас отвлечь приватным разговором, — церемонно начала маркетолог.
— Что ж, извольте, — поддержал заданный тон Сходняк и пригласил барышню сесть.
— Наклевывается одна очень полезная для нас образовательная программа по брендингу. Четыре дня, несколько гуру маркетинга, куча спецов-практиков из федеральных компаний — Москва, Питер, наши. Хорошее такое ассорти семинаров и тренингов.
— И что? — преамбула ничего хорошего не обещала, и Сходняк применил проверенный прием «непротивления злу насилием»: сжал губы и начал выражаться односложно.
— Мы ведь собираемся делать ТОВУС-премиум, этот продукт, как никакой другой, нуждается в построении бренда. Вы умеете это делать? Я тоже нет — вот и научусь. Николай Евгеньевич, отправьте на курсы! Хочу пользу приносить!
Не дождавшись, пока Юля скатится в патетику, Сходняк выяснил цену учебы и уверился, что Белоусова никого другого, кроме «Любо-Дорого & Ко», плательщиком и не представляет — настолько ей была очевидна гипотетическая польза, которую принесет компании повысивший квалификацию специалист.
— Юля, думаешь, консультанты на уникальном опыте программы строят? Ха! Собирают таких вот энергичных лопухов, дают кейс — из каждого выжимают пару решений и одну сопутствующую проблему. Потом этот ворох переносят на другую аудиторию, обогащают решениями и т. д., несколько циклов. Получается содержание программы, которую потом мне и продают. Чудес не бывает, и лучший учитель — твой, Юлечка, опыт, которого будет достаточно. Добавив к нему пару книг и десяток журнальных статей, можно сделать основу любому бренду.
Белоусова поерзала на стуле, покрутила на пальце резное кольцо, подаренное Семеряковым, прикоснулась пальцами к вискам, но так и не нашлась, что возразить Сходняку.
Он же примирительно закончил беседу:
— Я вижу, как ты хочешь пойти на эту учебу: семинар престижный, соберутся не последние люди в профессиональной среде, качественное общение, выход в свет — все понимаю. Сегодня обучение — способ поощрить. Но я хочу, чтоб ты не питала иллюзий о прикладной полезности такого мероприятия и не убеждала меня. Давай разойдемся и подумаем, насколько тебе нужна встреча с гастролирующими звездами маркетинга и как нам обставить ее ко взаимному удовольствию.
Как только Юля ушла, Сходняк опять уставился в аквариум — он вспоминал, как сам недавно ходил на семинар по стратегическому менеджменту, рекомендованный другом, с которым он когда-то поделился проблемами организации сессии планирования. Говорят, семинар был хорошим, но сам Сходняк пользы от обучения не почувствовал. Что-то показалось нереальным, что-то наивным, что-то заумным. А вот разговоры в фойе с другими слушателями были полезнее. Познакомился с такими же, как он, людьми, послушал, как они справляются с проблемами в своих компаниях, подцепил пару простых, но эффективных идей по строительству филиальной сети — это был главный улов с учебы. Вот Сходняк и думал, как бы объяснить Юлии, что ценная профинформация находится за пределами стен конференц-залов. Внезапно мысль опять унеслась к пропавшему неончику и даже преобразовалась в мускульное напряжение, приподнявшее Николая с кресла. Через секунду он был возвращен на место телефонным звонком Носырева. Ответив на рабочие вопросы, Сходняк попросил Алексея зайти «на пару фраз».
— Леш, что с обучением будем делать — опять пошла волна, не знаю, кто уж там ее гонит, но все хотят учиться. Вчера Инна приходила — продавцам нужен новый тренинг. Карпатская бухгалтеров под ружье ставит и… эшелонами… к аудиторам.
— А в чем проблема? Учеба — дело полезное.
— Сам-то почему не учишься? — подмигнул Сходняк.
— Вы же видите, мне некогда, — Алексей Носырев за время работы в компании ходил учиться два или три раза, когда прижимало. А так предпочитал не тратить время на учебу.
— Полезное… — Сходняк взял паузу, чтобы придать лицу язвительное и вместе с тем кислое выражение. — Только мы с этой пользой сидим, как дураки с помытой шеей. Вспомни Думкина: он мне залепил за полгода до того, как ушел работать к «лесному» родственнику: «Мои компетенции, Николай Евгеньевич, существенно выросли за последнее время, и теперь мне кажется, что моя работа неадекватно вознаграждена». А почему они выросли? Да потому, что мы его зеленого взяли, дали опыта набраться да еще выучили за свой счет.
— Нам нужен был начальник отдела продаж — мы его вырастили, и неплохого. Деньги, которые в него вложили, он отработал, — возразил шефу Носырев. — А то, что под конец стал права качать и денег просить, — это издержки…
— Но ведь ушел! — Сходняк рубанул воздух ладонью. — Ушел с практическим опытом. Денег чуть больше предложили — и ушел. А сколько уходило продавцов, бухгалтеров, производственников, айтишников! Они учились, мы платили, а кто-то другой пользуется.
— Николай Евгеньевич, это неизбежно. Любой наемник стремится повысить личную капитализацию, чтобы дороже продать себя на рынке. Если его в фирме держат только деньги, рано или поздно он уйдет. Надо с мотивацией работать. А не учить нельзя — велик риск отстать. Те же продавцы проиграют конкурентам, которых научили языком молоть, пусть даже бездумно и на автомате.
— Леша, я только что Юле говорил и тебе говорю, что мыслящему человеку учеба, какую тут предлагают, не нужна, ну разве что в плане новинок законодательства. Ну сам согласись… А если ты не впитываешь информацию, которой вокруг полно, учи тебя, не учи — толку ноль.
— Вас от Юли так растрясло по поводу учебы? — ухмыльнулся Носырев.
— Из-за нее тоже. Девушка толковая — надо ее воспитывать на реальных примерах, а не на семинары отправлять, чтобы ей про капитализацию рассказывали. Молодая, смутят ее, и уйдет она из фирмы.
— А вы что предлагаете? Не пускать? Она не поймет, обидится и опять-таки уйдет: учеба для нее — один из мотивов работы в «Любо-Дорого & Ко». Ее ведь не обяжешь отработать у нас какой-то срок. Крепостное право отменили в 1861 г. Пополам с сотрудником оплачивать? Ну Юля скрипя раскошелится, а рядовые менеджеры нет: для них учеба — не предмет первой необходимости. Какие еще варианты?
— Да не знаю я! Зачем бы я с тобой разговаривал? — Сходняк резко поднялся, подошел к аквариуму и начал заглядывать в него с разных сторон. — Смотри-ка, Леш, а неончик-то живой!!! Только под лист забился, трясет его как-то, да и хвост поредел. Заболел что ли?
Как Николаю Сходняку построить в «Любо-Дорого & Ко» систему обучения, чтобы она стала полноценной мотивационной частью, способствовала профессиональному росту сотрудников, а фирма была застрахована от неэффективных инвестиций в обучение работника?
Андрей Котельников
менеджер по обучению ОАО «Самаранефтепродукт»
Сходняк должен ответить на главный вопрос: как образовательные
программы соотносятся с текущими задачами компании? Четко представляя
себе, куда фирма движется, Сходняк может сам формировать «учебный
план». Носырев прав: нужно активно работать с мотивацией персонала.
Иначе компания получит демотивированных сотрудников с минимальной
эффективностью. Все должны понимать, что обучение – не самоцель, не
способ просто поощрить работника, а решение стоящих перед компанией
стратегических задач. Обученный сотрудник должен иметь возможность
применить полученные знания и навыки. Первые можно приобрести, не
только посещая многодневные курсы. Любой хороший книжный магазин
составит неплохую конкуренцию заезжим «гастролерам», а интернет даст
сотрудникам обильную пищу для размышлений.
Сходняк должен решить – нужен ли его компании штатный тренинг-менеджер. Открытые семинары и тренинги имеют одну нехорошую особенность – из-за разноплановой аудитории даже практические рекомендации тренеров размыты и неконкретны, поэтому наличие собственного тренера, погруженного в специфику «Любо-Дорого & Ко», во многом оправдано. С другой стороны, если потребности в обучении персонала возникают не так часто, эффективнее будет договариваться с тренинговыми компаниями о проведении семинаров, «заточенных» под фирму.
Ольга Бочкарева
директор ЦКТ «Парашют»
Сначала нужно проанализировать временные и финансовые ресурсы, цели
развития подразделений, привязанные к стратегии компании. Результат от
обучения появится только тогда, когда Сходняк будет четко понимать,
зачем это нужно «Любо-Дорого & Ко». Одной из причин неэффективного
обучения может стать то, что сотруднику просто негде будет применять
новые знания, за которые организация заплатила. И не нужно держать
обиды на обученных и со временем покинувших компанию сотрудников – если
от человека была отдача, значит, деньги, затраченные на обучение, он
успел отработать. Если упустить момент, сотрудники, так и не
дождавшиеся повышения квалификации за счет компании, начнут учиться за
свой счет, и это может означать, что их амбиции связаны не с нынешним
местом работы. В случае Юли Белоусовой потребность в обучении налицо,
если «Любо-Дорого & Ко» намерена вывести на рынок новый бренд
ТОВУС-премиум. Другое дело, насколько описанный тренинг соответствует
задачам, поставленным перед маркетологом.
Компания находится на стадии бурного роста, и Сходняк физически не сможет сформировать список нуждающихся в обучении сотрудников. Скорее всего, пришло время пригласить на работу опытного менеджера, который бы сумел привести все мысли и чаяния Сходняка в области обучения, оценки и управления потенциалом сотрудников в логическую форму.
Алексей Захаров
директор по развитию бизнеса агентства по подбору персонала Ultra Staff
Основная задача при построении системы обучения персонала – ее
ориентация на достижение основных целей и задач организации в целом, в
данном случае это увеличение продаж ТОВУСа, построение бренда нового
продукта ТОВУС-премиум и получение прибыли от его продаж.
На мой взгляд, в первую очередь Сходняку необходима полноценная
система оценки персонала по профессиональным компетенциям. На ее
основании можно определить зоны для обучения сотрудников и создать
несколько ступеней тренингов с привлечением внутренних и внешних
тренеров. Особенно важно, чтобы тренинги были направлены на развитие
компетенций, необходимых сотруднику сейчас, а не в перспективе. После
прохождения курса обучения нужно провести повторную аттестацию
персонала, чтобы оценить связь результатов обучения с личной
эффективностью работника за определенный период.
Особенно важно, чтобы эта аттестация была связана с системой материальной и нематериальной мотивации, то есть влияла на заработную плату, премии, способствовала выявлению новых областей развития и, соответственно, определению дальнейших программ обучения. Для наиболее ценных сотрудников, представляющих «кадровый резерв» компании, Сходняку можно посоветовать ввести индивидуальные программы долгосрочного обучения. А для новичков – вводный курс.