«В космосе нас обогнала даже Индия»: почему Россия больше не космическая держава?
Член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш объясняет, из-за чего падают российские ракеты и почему доля России на рынке космических услуг крайне мала.
В субботу, 16 мая, ракета-носитель «Протон-М» с мексиканским спутником «Экспресс-АМ4Р» упала на землю через девять минут после старта. По информации "Роскосмоса", в промежуток между отделением второй и третьей ступени произошло аварийное отключение двигателей.
Ранее, 8 мая, возле Маркизских островов упал корабль "Прогресс М-27М", запущенный при помощи ракеты «Союз-2.1а». Грузовик оказался на короткоживущей орбите и начал неуправляемое движение. Наиболее вероятной причиной неполадок называются сбои в работе ракеты-носителя.
- Ракета-носитель "Протон М" рекордсмен по неудачам. Что с ней не так?
- Есть такое модное словосочетание – "системный кризис". Но использовать его по отношению к космонавтике – это не дань моде, а отражение реальности. "Протон М" – это очень старая, но, в то же время, надежная испытанная машина. И то, что они падают, связано не с какими-то инженерно-конструкторскими дефектами, а с очень плохим качеством сборки. А происходит это потому, что лучшие из лучших, как это было в советские времена, в космонавтику теперь не идут. Тому есть три основные причины. Первая – в космической отрасли творчески неинтересно работать. Там не создается никакой новой ракетно-космической техники. А идти в тысячный раз модернизировать пятидесятилетний корабль «Союз», шестидесятилетнюю ракету-носитель «Союз», пятидесятилетний «Протон» - это скучно, неинтересно и никак не дает тебе вырасти как профессионалу, потому что это все очень старые технологии и очень старые производственные процессы. Вторая причина – низкий уровень зарплат, если не говорить о руководителях отрасли – там зарплаты заоблачные. Кстати, то, что сейчас Рогозин (вице-премьер Дмитрий Рогозин - прим. редакции) предложил – ввести уголовную ответственность за дефекты при сборке ракеты-носителя, так это вообще людей отпугнет от космической отрасли. Мало того, что там ничего не зарабатывают, так еще, если ты чего-то не допаял, так тебя еще и в тюрьму посадят. Если ты работаешь на производстве стиральных машин или автомобилей и допустил какой-то брак, то тебя в крайнем случае выгонят с работы, а тут Рогозин собирается сажать. Так зачем туда люди пойдут? Ну и третье – космонавтика в России уже далеко не государственный приоритет. В ней работать не престижно так, как это было в советские времена. Вот по этим трем причинам высококлассные специалисты не идут в космонавтику, а стараются найти применение в нефтянке, в газовой промышленности, в банковском секторе или уехать за рубеж.
- Тем не менее, Россия занимают значимую долю на рынке коммерческих запусков, ведь так?
- Коммерческие запуски - это крохи. В 2013 году общемировой рынок космических услуг был $240 млрд. На долю России пришлось 1,6%. Рынок пусковых услуг – это всего лишь 1,5-2% от общемирового рынка космических услуг. Основная доля принадлежит спутникам связи,GPS, наземному сегменту, всему тому, что называется высокими технологиями. Рынок пусковых услуг в 2013 году составил $1,9 млрд. На долю России пришлось $759 млн. То есть, меньше трети. Причем по количеству запусков у нас больше половины – всего было 23 запуска, на долю России пришлось 12. Но еще раз хочу подчеркнуть, что это капля в океане. Это, конечно, очень заметно, когда ракета грохочет, летит с огромным огненным хвостом, хорошо, что не вверх тормашками, как у нас иногда бывает. Это вообще очень привлекает к себе внимание, но на самом деле у России мельчайшие крохи космического рынка, и особенно гордиться тут нечем. Даже когда мы делаем спутники для себя, в этих спутниках до 90% иностранных комплектующих. О чем тут можно говорить?
- Для меня было открытием, что в космосе нас начал обгонять даже Китай.
- Он уже нас обогнал. У нас 117 или 118 спутников, у Китая – тоже 117. То есть, по числу работающих спутников мы сравнялись. Затем спутники Китая работают на орбите 7,4 года, у нас – 6,3 года. Причем у нас в лучшем случае этот показатель не меняется, а у Китая – увеличивается. Вы же знаете, что мы в прошлом году приняли решение на несколько миллиардов долларов закупить китайской электроники? О чем после этого можно говорить? Причем через год-два они на орбите начнут собирать собственную околоземную станцию. То есть, даже в пилотируемой космонавтике Китай нас обогнал. Не говоря о том, что он недавно он собственный луноход гонял по Луне. А Индия, между прочим, которая новичок на мировом космическом рынке, благополучно доставила к Марсу собственный космический аппарат, который работает на орбите. У нас это сделать не получилось. То есть, нас уже и Индия обгоняет.
- Сегодняшние заявления Рогозина о "моральном разложении топ-менеджеров" как оцениваете?
- Когда я сегодня слушал грозные заявления Дмитрия Олеговича, то у меня в голове все время вертелась песенка «придет серенький волчок и укусит за бочок». Вот так вот я вам прокомментирую все его грозные заявления. Надо поднимать зарплаты в космической отрасли, ставить интересные задачи, а не пугать. Потому что космонавтика – это в первую очередь развитие интеллекта нации, это стимулирование самых разных научно-технических отраслей.