В России быть бизнесвумен сложно
Известная в парфюмерном мире француженка Корин Жак, вице‑президент сети «Рив Гош», от российского косметического рынка в восторге: только русские женщины умеют получать удовольствие от новой помады.
Поэтому весь парфюмерный мир завидует коллегам в России, которые здесь делают бизнес для женщин.
Рынок парфюмерии и косметики в нашей стране — один из самых развивающихся в мире. По данным Российской парфюмерно‑косметической ассоциации, его объем в 2010 г. оценивался в $10,6 млрд. При этом каждый год он показывает уверенный рост. Согласно прогнозам аналитиков, к 2013 г. розничные продажи парфюмерии и косметики в России увеличатся на 27%.
Крупнейшие игроки отечественного парфюмерного рынка — сети «Л’Этуаль», «Рив Гош», «Иль де Ботэ». Все они в разной степени представлены в регионах и продолжают экспансию. Ведь ключ к успеху парфюмерного бизнеса, по словам Корин Жак, новые площади: чем больше новых магазинов, тем больше выбор у женщин — основных клиентов парфюмерных бутиков.
Национальный колорит
На сегодняшний день «Рив Гош» насчитывает более 150 торговых точек в 58 городах России. Родным для сети стал Санкт‑Петербург. Именно там в 1996 г. супруги Павел и Лариса Карабань основали первые магазины парфюмерии и косметики «Рив Гош». С 2008 г. 75% сети принадлежат инвестиционному холдингу Finstar. Тем не менее непосредственное участие женщины — г‑жи Карабань — в создании и управлении парфюмерной сетью сделало «Рив Гош» по‑настоящему женским магазином, считает г‑жа Жак.
Корин, на ваш взгляд, какие особенности женского бизнеса существуют в России?
— Знаете, я уже давно живу в вашей стране. Тем не менее, остаюсь француженкой, поэтому на ситуацию в России смотрю со стороны, глазами иностранки. На мой взгляд, Франция, да и вообще многие европейские страны более феминизированы, там равенство между мужчинами и женщинами — это естественно. Все молодые люди — и юноши, и девушки — обязательно идут учиться, чтобы потом работать, добиться каких‑то профессиональных высот. А в России большинство провинциальных девушек мечтают, как бы им перебраться в столицу и найти мужа побогаче. Ваш менталитет таков, что бизнес, зарабатывание денег, профессиональный успех — это удел мужчин.
Тем не менее, в России много примеров женщин, которые успешны в бизнесе.
— Да, и в последнее время их становится все больше. Одна из таких женщин — Лариса Карабань, основательница сети «Рив Гош». Она вместе с мужем Павлом создала сеть парфюмерных магазинов, а сегодня занимает пост генерального директора компании.
Такие женщины достойны самого искреннего уважения, ведь в России быть бизнесвумен сложнее, чем на Западе. Здесь женщину не все и не всегда воспринимают как грамотного и способного управленца. Наверное, российским женщинам легче заниматься бизнесом в той сфере, которая им интересна и понятна, где главный клиент — женщина.
Как думаете, почему?
— Потому что только женщина может понять, чего хотят женщины. Наглядный пример: есть «Рив Гош», в создании которого активное участие приняла Лариса Карабань, а есть сеть «Л`Этуаль», владелец которой мужчина — Максим Климов. От своих коллег, подруг, от наших клиенток я не раз слышала мнение, что «Рив Гош» — это магазин, в котором женщины чувствуют себя очень комфортно, это женский магазин. А «Л’Этуаль» многие считают магазином для мужчин, желающих приобрести косметику или парфюмерию в подарок для своих женщин. Секрет, как мне кажется, как раз в том, что на самом начальном этапе Лариса Карабань учла, чего хотят женщины.
И чего же?
— Для женщин в магазине парфюмерии и косметики главное — выбор. Именно поэтому при создании сети «Рив Гош» ставка была сделана именно на ассортимент. Мы стараемся делать все, чтобы логистика в нашей сети работала безупречно. Если вы хотите купить зеленую тушь Mascara, вы должны прийти в наш магазин и обязательно найти то, что ищете. Наконец, в магазине просто должно быть уютно, вам должно нравиться бывать в нем.
У российского парфюмерного бизнеса есть особенности, которые отличают его от аналогичного бизнеса в европейских странах?
— Да, причем очень приятные особенности. Возможно, именно из‑за них я уже столько лет работаю в России. Вы, русские женщины, настоящие фанатки парфюмерии и косметики. Поверьте, весь профессиональный парфюмерный мир завидует своим русским коллегам. Например, во Франции интерес женщины к парфюмерии несравнимо меньше. Я, француженка, спокойно могу выйти из дома без макияжа, если очень тороплюсь. А для моих российских подруг это катастрофа, они себе таких вольностей не позволяют: всегда идеальный макияж и прическа. Поэтому в России парфюмерный бизнес очень интенсивно развивается. Вы умеете получать удовольствие от таких простых вещей, как тушь или помада. Так что процент продаж косметики в России несравнимо выше, чем на Западе.
Не заставляйте женщин ждать
Многие эксперты утверждают, что в ближайшие годы российский парфюмерный бизнес будет развиваться именно за счет регионов. Но при этом именно в регионах, по словам Корин Жак, сложнее организовать и наладить работу: зачастую на небольшой торговой площади приходится размещать практически тот же ассортимент, что и в большом столичном магазине.
Как не ошибиться с выбором ассортимента, ведь в разных регионах России спрос на ту или иную косметику может быть разным?
— Прежде всего, мы учитываем международный тренд. Мировые косметические бренды каждый сезон создают новинки. Российские женщины во всех уголках страны моментально узнают об этом из журналов и Интернета, с экрана телевизоров. Мы не создаем тренд, но наша главная задача, чтобы наши покупательницы оставались, что называется, в тренде. Если появился новый аромат, скажем, от Chanel или новый лак от Dior, мы должны как можно быстрее доставить эти товары на прилавки магазинов «Рив Гош». При этом мы должны учесть, что логистика в России далека от идеала. Отправляя груз поездом или автомобильным транспортом из Москвы в Красноярск или Новосибирск, мы должны просчитать все так, чтобы товары вовремя дошли до наших покупательниц.
Все дело в покупательской способности? В регионах она ниже?
— Конечно, в регионах оборот сети ниже, меньше площади магазинов. Но дело не только в этом. Существует наш традиционный ассортимент. Например, в каждом магазине «Рив Гош» обязательно представлена трендовая (или, если хотите, массовая) косметика и парфюмерия таких брендов, как Clinique, Lancome, Dior, Chanel, Givenchy, Estee Lauder, Maybelline, Bourjois, Pupa и т. д. Мы обязательно находим место для этих брендов даже в самом маленьком магазине «Рив Гош». Но есть бренды, политика которых разрешает представлять их только в 2‑3 крупных магазинах в Москве или в Санкт‑Петербурге. Это, например, косметика Bobbi Brown или La Mer.
Нам нужно предоставить одинаковый выбор и для жительниц столицы, и для женщин в регионах. Все они, независимо от места проживания, хотят быть красивыми. Бывает очень сложно в одном маленьком магазине уместить все. Но ситуацию спасает интернет‑магазин «Рив Гош» (www.shop.rivegauche.ru), который мы открыли в марте этого года.
Как грамотно сформировать ценовую политику? Стоит ли акцентировать внимание на каком‑то одном сегменте?
— В сети «Рив Гош» мы стараемся соблюсти баланс между люксовыми и массовыми брендами. Мне кажется, очень важно, чтобы женщины с любым уровнем бюджета могли найти в одном магазине что‑то для себя.
Женщины стали тратить экономно
Даже в период крайне нестабильной экономической ситуации парфюмерные сети, вопреки всем прогнозам, демонстрируют уверенный рост. Такова специфика бизнеса, ориентированного на женщин. Представительницы прекрасного пола в большинстве своем предпочитают не отказываться от приятных трат, а совершать разумные покупки.
С началом финансового кризиса многие компании ощутили спад продаж. Как вы пережили этот период?
— Кризис нам не помешал. Более того, оборот сети в 2011 г. был на 20% больше, чем в 2010‑м. Многие наши поставщики были искренне удивлены: даже на Западе среди парфюмерных компаний такие показатели — редкость. Более того, в конце 2010 г. мы приобрели 32 магазина сети «Дуглас Риволи». Вы понимаете, что интеграция всегда сопряжена с серьезными финансовыми затратами: нужно переоборудовать магазины, поставить в них ассортимент. Но при этом жаловаться на кризис было бы несправедливо. Конечно, мы работали очень аккуратно, внимательно следили за тем, чего хотят наши покупательницы.
Произошло ли смещение покупательского спроса в сторону более низкого сегмента?
— Согласно нашей статистике, все совсем наоборот: люкс‑сегмент не упал в продажах, напротив, он показал уверенный рост. Но зато падают продажи более демократичной продукции. Мои французские коллеги подтвердили, что аналогичная ситуация во всем парфюмерном мире. Объяснить эту тенденцию довольно просто: в сложный экономический период на смену импульсивным покупкам пришли обдуманные и разумные траты. Знаете ведь как бывает: пришли в магазин, купили дорогой парфюм, которым привыкли пользоваться, а на кассе набрали еще кучу мелочей, которые на самом деле вам и не нужны вовсе. Таких покупок стало меньше.
Какие инструменты увеличения продаж вы считаете эффективными?
— Прежде всего, нужно всегда иметь широкий ассортимент. В этом залог успеха, первый и главный способ привлечь и удержать покупателя. Важно иметь эксклюзивные продукты.
А распродажи и скидки являются эффективными?
— Знаете, я не большая поклонница тотальных распродаж. Вопрос в том, какие цели владелец сети ставит перед собой. Если цель — заработать деньги на покупку футбольной команды, то его стремление всеми силами привлечь покупателей понятно. А цель владельцев сети «Рив Гош» — делать хороший бизнес, постепенно его развивать.
Тем не менее конкуренция заставляет сети перетягивать покупателей друг у друга?
— Что касается конкуренции между российскими парфюмерными сетями, то она до сих пор остается очень жесткой. Причем конкуренция сильна именно между тремя крупнейшими игроками. На Западе парфюмерный рынок уже давно отошел от конкурентных войн. Думаю, в России разум тоже победит. Россия — это страна с огромными территориями. На мой взгляд, трех сетей мало для такой большой страны, есть место для новых участников.
Косметические компании прямых продаж серьезные конкуренты традиционному ритейлу?
— Я не самый большой эксперт в области прямых продаж. Но статистика показывает, что компании, продающие косметику через каталоги, особенно сильны в регионах. По‑моему, это связано с отсутствием хороших крупных парфюмерных магазинов. Но с развитием сетей в регионах у покупательниц появился выбор: они могут по‑прежнему заказывать косметику по каталогам, а могут прийти в магазин, увидеть и попробовать все. Так что я скептически отношусь к возможности дальнейшего развития компаний прямых продаж косметики в России. Будущее все же за традиционным ритейлом и за интернет‑шопингом.
Корин Жак родилась в 1958 г. в Бовэ, Франция.
Образование: дипломат. Докторскую степень получила в Парижском институте политических наук, который специализируется в том числе и на отношениях Востока и Запада.
Карьера:
в 1989‑1995 гг. была экспорт‑менеджером по восточным странам в компании Parfums Givenchy (Париж);
в 1995г. открыла фирму по дистрибуции парфюмерии в России GIVKO;
в 1998г. занимала должность генерального директора компании Seldico (эксклюзивный дистрибьютор парфюмерии Christian Dior, Guerlain, Parfums Givenchy, Kenzo Parfums, Lalique Parfums), которая была создана на основе GIVKO;
в 2005г. стала директором по рекламе российского отделения LVMH (Louis Vuitton Moёt Hennessy), продолжая работать в Seldico директором по коммуникациям;
с июня 2008г. — вице‑президент сети косметики и парфюмерии «Рив Гош».
Автор: Юлия Шаехова