Зарплаты молодых специалистов и опытных работников перестали различаться
Зарплаты молодых специалистов в России непрерывно растут в течение последних 15 лет, причем экономическое положение молодых мужчин улучшается заметнее, чем женщин.
По данным исследования лаборатории рынка труда Высшей школы экономики, траектория заработной платы как для молодых (18-29 лет), так и для зрелых специалистов (30-60 лет) менялась одинаково, увеличиваясь в 2,18 раза (с 9 тыс. руб. в 2000 году до 19,8 тыс. руб. в 2013 году). Ее снижение для обеих групп было зафиксировано в 2009 и 2013 гг. из-за «общих экономических шоков, которые воздействовали на все возрастные группы работников примерно одинаковым образом». Об этом пишет «Коммерсантъ».
В начале 2000-х гг. средняя зарплата старшей группы работников была существенно выше, чем у молодых, особенно заметен этот разрыв был в сфере образования, науки и культуры (19,4%). На примере отрасли образования «можно предположить, что размер отраслевого зарплатного разрыва может зависеть от того, насколько ценится трудовой стаж», пишут исследователи.
В середине 2000-х гг. это различие начало сокращаться: зарплата молодых сотрудников достигла 93% от зарплаты зрелых специалистов, а к 2012 году заработные платы молодежи и зрелых специалистов и вовсе сравнялись.
В первую очередь зарплатный разрыв между взрослыми и молодыми работниками происходил среди работников со средним или средним профессиональным образованием. О нехватке на рынке труда именно технических специалистов со средним образованием в 2010-х гг. часто заявляли российские власти. За период с 2000 по 2015 гг. в среде таких работников возрастная дифференциация зарплат постепенно обнулилась.
Еще одно неравенство отразилась в гендерной дифференциации на рынке труда: экономическое положение молодых мужчин улучшилось заметнее, нежели финансовое благополучие женщин.
Эти выводы содержатся в исследовании лаборатории рынка труда ВШЭ «Экономическое положение молодежи на российском рынке труда в терминах заработной платы». Основным источником материала для исследования стали данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» за 2000-2013 гг.