Валерий Графский: «Перевозчики, покупая новый транспорт, будут руководствоваться интересами города»
На прошлой неделе, выступая в эфире радио «Эхо Москвы», мэр Самары Виктор Тархов заявил, что его администрация в течение нескольких лет намерена значительно сократить количество курсирующих по горо
Прокомментируйте последние сообщения о том, что мэрия намерена резко активизировать работу по сокращению маршрутных «Газелей»
— Думаю, перевозчики будут проводить списание старых «Газелей», а при закупке нового транспорта руководствоваться интересами города. Заставить перевозчика в один момент продать «Газели» и купить большие автобусы в приказном порядке мы не можем. Это противоречит закону. У каждого перевозчика есть договор с департаментом транспорта на срок до 5 лет. За это время никаких изменений быть не может. По мере завершения действия договоров нами будет формироваться конкурсная документация, где будут указаны технические требования: интервал движения на маршруте и тип транспортного средства. Конкурс на перевозки выиграет тот перевозчик, который предложит городу наиболее приемлемые условия. Поэтому мы сразу говорим: одно из ключевых требований в будущем — автобусы средней и большой вместимости. Процесс этот будет длиться 3-5 лет, поэтому у перевозчиков есть время подготовиться, поменять стратегию обновления своего автопарка.
— Если компания-перевозчик и в дальнейшем планирует работать на рынке пассажирских перевозок, то к тому моменту, когда у нее закончится текущий договор, она уже сумеет провести всю работу по модернизации и замене своего парка «Газелей». Да, конечно, финансовый кризис может внести свои коррективы в действия частных перевозчиков. Но еще раз повторюсь: процесс перехода на более вместительный и безопасный пассажирский автотранспорт растянут во времени. Срок действия текущих договоров заканчивается в период 2010-2011 гг. Даже, несмотря на кризис, у частных перевозчиков есть время довести процесс замены автопарка до конца. Сегодня в Самаре работает 25 коммерческих компаний-перевозчиков, они обслуживают 99 маршрутов. Я не вижу среди них какого-нибудь слабого игрока, который в результате покинет этот рынок.
— Я подчеркиваю, город при проведении конкурса на право работать на маршруте будет выбирать из тех перевозчиков, которые предложат наиболее приемлемый вариант. Если никто не сможет купить автобусы, естественно, нам придется учитывать реалии и идти навстречу предпринимателям. Но я думаю, что перевозчики смогут решить эту проблему самостоятельно.
— В связи со сложным экономическим положением долгое время общественный транспорт во многих городах России находился в состоянии упадка и запустения. В этих условиях формирующийся рынок пассажирских перевозок становился все более хаотичным и никак не регулировался муниципалитетами. В итоге пассажирскими перевозками стала заниматься масса небольших предприятий, использующих тот транспорт, который они смогли приобрести. То есть наиболее дешевые машины, не требующие значительных затрат на техническое обслуживание. Такая ситуация была не только в Самаре, но и во многих других городах России.
Когда же экономика стала восстанавливаться, в бюджеты муниципалитетов начали поступать налоговые платежи, появилась возможность вкладывать деньги в развитие пассажирского транспорта. Постепенно рынок внутригородских автомобильных перевозок стал меняться, приводиться в соответствие с требованиями нужд города. Например, еще несколько лет назад мы начали определять приоритетные пассажиропотоки, необходимое количество транспорта на том или ином маршруте. После того как все данные по этим и многим другим вопросам были собраны, мы начали работу с компаниями, занимающимися пассажирскими перевозками.
Когда два года назад я занял пост руководителя департамента транспорта, по документам проходило, что у нас на маршрутах работало 3556 «Газелей». Сейчас, когда мы все привели в порядок, получилось, что в городе их работает 1779 — и эта цифра реальная. Возможно, часть этих «Газелей» никогда не работала на маршрутах, просто числилась, чтобы показать объемы перевозок. Тем не менее сокращение количества «Газелей» произошло (может, не такое значительное, как на бумаге). Сегодня продолжается их постепенная замена, несмотря на то что «Газели» — достаточно рентабельный вид транспорта, но менее безопасный, чем автобусы. «Газели» — это транспорт малых городов, и для больших городов он приспособлен плохо.
— По нашим данным, коммерческие перевозчики выставили на маршруты дополнительно более 150 автобусов средней вместимости. Расчетная вместимость среднего автобуса — 42 места, это 3,5 «Газели». Муниципальное предприятие «Пассажиравтотранс» (МП «ПАТ») закупило за счет бюджета города за последние два года 56 автобусов большой вместимости. Расчетная вместимость «большой» Scania — 120 мест. Это 10 «Газелей». Кстати, доля рынка автомобильных пассажирских перевозок, которую занимает муниципалитет (МП «ПАТ»), составляет сегодня 55%. По нашим оценкам, доля рынка, которую занимают муниципальные перевозчики, увеличилась на 5-7%. Это в первую очередь за счет закупки новых автобусов.
мнение
Быстро отказаться от «Газелей» перевозчики не смогут
Галия Милюкова
директор ООО «МиМ»:
— Поменять весь транспортный парк «Газелей» на машины большей вместительности в течение текущего года ни у кого из коммерческих перевозчиков, скорее всего, не получится. Тем более в условиях финансового кризиса. Но вот сделать это в течение двух-трех лет, на мой взгляд, вполне возможно. Эта работа уже началась. Мэрия предъявляет новые требования к участникам рынка, и мы должны на них как-то реагировать. Само по себе решение замены «Газелей» на другой транспорт, в целом, позитивное, но здесь необходимо учитывать интересы как самих перевозчиков, так и пассажиров. Что же касается вопроса о том, что кто-то из операторов рынка внутригородских пассажирских перевозок может не вписаться в процесс замены транспорта, то здесь что-либо комментировать трудно — время покажет.