Валерия Чернецова, SuperJob.ru: «Женского стиля управления» не существует
Руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова объяснила ДК, что лучшая женщина на топ‑менеджерской позиции та, что с мужским умом и волей.
Валерия Чернецова
Руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru, главный редактор журнала «Зарплатомер»
Образование: Московский институт электронного машиностроения, специальность «Прикладная математика». Кандидат физико-математических наук.
Карьера:
С 2003г. — в Superjob.ru, с 2005г. - ведущий аналитик.
В 2005-2006 гг. осуществляла экспертную оценку ежегодного проекта ВКК - Национального союза кадровиков «СтОящие люди», крупномасштабного обзора заработных плат и тенденций рынка труда по 42 регионам России.
С 2009 г. - главный редактор журнала «Зарплатомер», выпускаемого порталом Superjob.ru.
С 2010 г. - руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru
Гендерный фольклор супердинамичных российских компаний середины 2000‑х — «Глаза боятся, а девки делают» — остался там же, в 2000‑х.
«Запрет на дискриминацию» не устраняет дискриминацию в головах
Сегодня работодателю по большому счету все равно, кто борется за рыночный успех его компании — мужчины или женщины, лишь бы рабочие задачи выполнялись с должной эффективностью. При этом парадокс заключается в том, что тот работодатель, который точно знает, что ему требуется для конкретной позиции сотрудник или сотрудница, все равно, несмотря на «антидискриминационный» закон 2013 г., заполучит сотрудника нужного пола.
Насколько гендерные различия влияют на эффективность, стрессоустойчивость в рабочих ситуациях? С этой точки зрения, можно ли сейчас говорить о традиционном разделении профессий на мужские и женские?
— Все зависит от самого человека. Есть слабые мужчины, есть женщины с волевым мужским характером. Наша статистика показывает, в каких сферах женщины достигают больших успехов, чем мужчины. «Мужские» и «женские» профессии можно идентифицировать по процентному распределению представителей того или иного пола, работающих по данной профессии или специальности. Хотя, безусловно, автоматизация производства открывает широкие перспективы для «проникновения» в сугубо мужские профессии представительницам прекрасной половины человечества. Как мы видим, в исследованных нами мужских профессиях не оказалось ни одной 100% мужской, а 100% женские — нашлись: из 100 персональных водителей — одна женщина, а вот профессия секретарь‑делопроизводитель — 100‑процентно женская.
Но есть ведь и устойчивые стереотипы: бухгалтер — женская профессия, военный — мужская.
— В большинстве случаев представления россиян о том, кто успешнее в той или иной области — мужчины или женщины — соответствует ситуации на рынке труда. Это показывают наша аналитика (Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru — Прим ред.). Мы провели масштабное исследование, посвящённое гендерному распределению в различных сферах деятельности. Респондентам было предложено оценить, кто, по их мнению, проявляет себя лучше в том или ином виде деятельности — мужчины или женщины. Мы задавали вопрос «Какую профессию считать исключительно мужской, а какую — типично женской»? Отвечая на подобные вопросы, респонденты, как правило, руководствуются личным опытом и суждениями окружающих их людей. Так, более половины россиян (58%) убеждены, что бухгалтер — исключительно женская профессия. Это подтверждается и статистикой по соискателям: представителей сильного пола в этой сфере всего 14% (против 86% дам). По мнению 51% опрошенных, женщины эффективнее трудятся и в должности инспектора отдела кадров. Около половины россиян (53%) считают женской прерогативой фармацевтику; дамы составляют около 81% от общего числа специалистов в данной области. Профессию оператора call‑центра назвали женской 62% респондентов. И действительно, представительниц прекрасной половины человечества среди работников этой сферы — 82%.
Есть еще «женские» области?
— Слабый пол, по мнению россиян, эффективнее в аудиторской деятельности, связях с общественностью, управлении персоналом, дизайне, рекламе, страховании и туризме. Респонденты уверены, что дамы лучше справляются с переводами, сметным делом, экологией, экономикой и преподаванием.
Что же тогда остается мужчинам?
— Мужчинам опрошенные отводят такие занятия, как бизнес‑аналитика, управление проектами, закупки и логистику. По мнению наших респондентов, представители сильного пола лучше работают в качестве менеджеров по продажам, торговых представителей и спортивных тренеров. Мнение россиян подтверждает и статистика.
Насколько это распределение подвижно? От чего оно зависит?
— Вытеснение мужчин из различных отраслей может быть вызвано множеством факторов: снижением зарплатных предложений, автоматизацией, нехваткой специалистов и, в конце концов, модой. Впрочем, в традиционно «женских» сферах деятельности возможен и обратный процесс: при переизбытке соискателей‑женщин работодатели начинают отдавать предпочтение мужчинам, стимулируя их возвращение в отрасль. Рынок труда — живой организм, чрезвычайно чутко реагирующий на любые изменения в политике, экономике, науке и прочих сферах человеческой деятельности.
Как вы относитесь к запрету на «дискриминационное» упоминание пола и возраста в резюме? Приносит ли это какой‑то результат?
— В резюме пол и возраст указывать не запрещается. Даже, если они не указаны, по опыту работы, по дате окончания учебного заведения всегда можно примерно определить возраст сотрудника. Принятый летом прошлого года закон «о дискриминации» запрещает упоминать пол и возраст в вакансиях. На самом деле ничего в голове работодателя этот запрет не меняет. Если он хочет взять в штат мужчину — возьмет мужчину, если женщину — то, возьмет женщину. Опять же, если открытая вакансия предусматривает тяжелую физическую нагрузку, то естественно надо брать мужчину. И, в принципе, это не дискриминация женщин, это скорей забота о них. До принятия закона «о дискриминации» статистика пожеланий работодателей к полу кандидатов была такова: не имеет значения — 67%, мужской — 22%, женский — 11%.
Как отличаются зарплатные предложения и зарплаты у женщин и мужчин? Стали ли работодатели более щедрыми в отношении женщин?
— Согласно нашим исследованиям, зарплатные «аппетиты» мужчин в среднем на 15% выше, чем притязания слабой половины. Средние зарплатные ожидания женщин выглядят более реалистичными, так как чаще соответствуют предложениям рынка. Поэтому женщины в некоторых случаях могут иметь преимущество перед мужчинами при трудоустройстве у работодателя, который не готов идти на «уступки» более притязательным по зарплате представителям сильной половины.
Как сбалансировать гендерный баланс
Валерия Чернецова убеждена, что российская бизнес‑культура постепенно изживает гендерные стереотипы прошлого.
Как российские компании выглядят в сравнении с западными, где, кажется, карьерный рост женщин поощряется и стимулируется едва ли не больше, чем у мужчин?
— Борьба за равенство полов — одна из наиболее заметных мировых тенденций последних лет. Особенно активно продвижением равенства мужчин и женщин (в социальной жизни, профессиональной сфере) занимаются в развитых странах. В частности, рекомендации о соблюдении гендерного баланса прописаны во внутренней документации многих западных компаний, руководство которых считает, что привлечение к работе большего числа женщин (в том числе их назначение на руководящие должности) позитивно скажется на показателях предприятий. В российских же компаниях вопросам гендерного баланса в рабочих коллективах уделяется заметно меньше внимания.
А сами мужчины и женщины рядом с кем предпочитают работать — с мужчинами или женщинами?
— Мы опросили 3800 экономически активных жителей страны. Около половины россиян склоняются к мысли, что в рабочем коллективе должен соблюдаться гендерный баланс, или приблизительно равное соотношение мужчин и женщин. Объяснение звучит примерно так: «Такое соотношение мужчин и женщин создаёт сильную мотивацию для того, чтобы и те и другие старались быть на высоком уровне во всех отношениях»; «Преобладание одного пола над другим влечёт засилье особенностей пола, особенно если речь идёт о женском коллективе».
За равенство полов в стенах офиса намного чаще высказываются дамы (57% против 39% среди мужчин). Некоторым из них неуютно работать в чисто мужском коллективе, другие же представительницы прекрасного пола, напротив, считают работу в офисе, где преобладают женщины, «карой божьей», поэтому предпочитают «половинчатые» варианты.
38% участников опроса считают, что «людей надо подбирать не по половой принадлежности, а по адекватности и профессиональным качествам», а идея создания гендерного баланса в трудовых коллективах — это не что иное, как «дань американскому феминизму, доведённому в этой стране до полного абсурда».
Затруднились с ответом 14% опрошенных. По их словам, «всё зависит от специфики выполняемой коллективом работы». Как справедливо считают респонденты, «сложно представить, что в горнопроходческой бригаде будет половина женщин, а в бухгалтерии — половина мужчин».
Есть гипотеза, что женщина в кризис предпочтительнее на посту руководителя из‑за определенного стереотипного набора качеств. Насколько, по‑вашему, это мнение имеет под собой основания?
— На мой взгляд, отличительной особенностью квалифицированного топ‑менеджера является его независимость от принадлежности к тому или иному полу. Поэтому мы видим женщин в составе совета директоров крупнейших компаний и корпораций, женщины работают на высоких государственных постах (функциональные министры, премьер‑министры; взять хотя бы тех же Беназир Бхутто или Юлию Тимошенко). Но надо понимать, что эти женщины обладают «мужским умом», харизмой и высокоразвитыми управленческими навыками. Хотя конечно, присутствие представительниц слабой половины человечества здесь невелико по сравнению с сильным полом.
Если говорить об управленческих позициях высшего звена в российских компаниях, то наша статистика показывает, что женщины здесь также представлены весьма внушительно. Наибольших успехов женщины‑топы достигают на финансовых должностях (главный бухгалтер, финансовый директор). Из ста генеральных директоров — пятнадцать женщин, из ста финансовых директоров — пятьдесят пять опять‑таки женщины.
Число женщин на руководящих позициях как меняется? Например, процент женщин‑генеральных директоров за последние 10‑15 лет вырос? Или как было 15%, так и осталось?
— Думаю, 10 лет назад процент женщин‑директоров был меньше. Положительная динамика в проникновении женщин на руководящие позиции, безусловно, есть. Она не очень заметная, но есть.
Часто женщины на руководящих постах — это все‑таки нанятые управленцы. Собственники бизнеса в меньшинстве. На ваш взгляд, эта ситуация когда‑то изменится (меняется) или бизнес останется «мужской» территорией? Это хорошо или плохо?
— Это ни хорошо и ни плохо. Это нормально. На протяжении всей истории мужчина в семье выступал добытчиком, а женщина — хранительницей очага. Современные реалии открыли женщинам возможности реализовывать себя не только кухаркой и матерью семейства.
Но конечно в некоторых регионах, семьях и по сей день сильны старые воззрения и традиции, когда женщина должна следить за домом, а не ходить на работу. Ожидать здесь каких‑то кардинальных перемен в ближайшей или даже далекой перспективе не приходится.
Есть мнение, что мужчины‑управленцы хороши на растущих рынках, когда надо агрессивно увеличивать долю рынка. А женщинам лучше даются «тонкие настройки», когда надо, например, проводить оптимизацию на рынке, достигшем максимального насыщения. Но в кризисной ситуации, когда надо сбрасывать баланс и отсекать все лишнее, опять оказываются на коне мужчины.
— Не согласна. Работодатель при назначении топ‑менеджера предъявляет совершенно конкретные требования к его управленческому опыту, квалификации, навыкам, способности решать поставленные задачи. И совершенно не важно, мужчина или женщина является носителем этого опыта. И женщины, и мужчины на топовых позициях одинаково способны и агрессивной экспансии, и к «тонким настройкам». Все зависит от индивидуальных характеристик.
Но часто говорят об особой способности женщин к поиску компромисса, женской гибкости в принятии решений. Неужели для женщины‑руководителя это все не важно?
— Разумеется, женщинам присуща и определенная гибкость, и компромиссность, но этими качествами и мужчины могут обладать в полной мере. Повторюсь, понятие «сильный управленец» лишено гендерной окраски. Сильный управленец — это тот, кто способен нести ответственность за свои решения, достигать управленческих целей. Профессиональный навык должен быть ярко выражен прежде всего, а не гендерные особенности.
Надо понимать, что отбор и назначение топ‑менеджера — процесс длительный, многоэтапный. Не бывает так, что сначала HR‑менеджер посмотрел на кандидата, потом непосредственный руководитель, и решение принимается — берем или не берем. Если, например, назначается руководитель филиала какой‑то западной компании, то это шесть‑восемь собеседований, в ходе которых досконально выявляются сильные и слабые стороны претендента, его опыт, компетенции, степень профессионализма. В том числе и способность к достижению компромисса, креативность, умение решать нестандартные задачи.
Какие советы вы бы дали женщинам, серьезно относящимся к своей бизнес‑карьере: как можно «подвинуть» мужчин‑конкурентов в условиях «здесь и сейчас» — зачастую на стагнирующих рынках с неясными перспективами, с явным замедлением динамики спроса?
— Независимо от состояния рынка и, конечно, от пола соискателя требуется высшее образование, очень часто — дополнительное (по профилю деятельности) или бизнес‑образование. Во все времена приветствуются развитые управленческие навыки, опыт руководства коллективом. Нельзя добиться успеха без отличного знания профильного рынка. Крайне важны связи в бизнес‑кругах, как и опыт работы на аналогичной позиции. Вы должны показать портфолио своих управленческих достижений. Резюме: для того, чтобы «подвинуть» мужчину, надо ни в чем ему профессионально не уступать!
Может быть, есть профессиональные области, где сами работники предпочли бы работать под началом женщины?
— Мы исследовали и этот вопрос. Оказалось, что мужчин в качестве начальников предпочитают PR‑менеджеры, секретари (по 52%), аналитики (50%), журналисты, менеджеры по работе с клиентами и переводчики (по 48%). Преимущества мужского руководства, по мнению опрошенных, заключаются в логичности решений и в меньшей по сравнению с женщинами эмоциональности. «Мужчины менее склонны к переменам характера»; «С женщинами работать невозможно: у них совершенно иное, нежели у мужчин, мышление, необоснованная ревность, истерики»; «Мужчины более предсказуемы в своих поступках, что позволяет подчинённым чувствовать себя на твёрдой земле, а не на готовом взорваться вулкане», — такие объяснения мы слышали от респондентов.
Видеть своим руководителем даму чаще других предпочитают продавцы‑консультанты, водители (по 18%), дизайнеры и бухгалтеры (по 14%), а также учителя и преподаватели (13%). Они упрекают мужчин‑руководителей в завышенной самооценке, тогда как в женщинах‑начальниках видят залог успешно выполненной работы. «Если женщина — профессионал, то она более скрупулёзно относится к результатам, а это всегда плюс»; «С мужчинами трудно работать только по одной причине — это их вечно воспалённое самолюбие»; «С женщиной работать гораздо приятнее», — считают опрошенные.
Так кто же предпочтительнее для большинства работников — директор или директрисса?
— Чаще всего на вопрос, с начальником какого пола лучше работать, россияне отвечали просто: «Мне всё равно». Наше общество постепенно отказывается от гендерных стереотипов. Наиболее безразлично к тому, какого пола начальник, относятся водители (70%), прорабы (63%), менеджеры по продажам и охранники (61%). По их наблюдениям, данное обстоятельство не слишком влияет на результаты совместного труда: «Главное, чтобы человек был профессионалом в своём деле»; «Начальник должен разбираться в том деле, за которое он отвечает, быть культурным, образованным и хорошо воспитанным человеком, — тогда он имеет шанс называться хорошим руководителем, будь то мужчина или женщина». А кое‑кто, конечно, заявляет: «Я бы предпочел вообще не иметь начальников!»