ВЭФ оценил человеческий капитал в России
Россия поднялась в рейтинге стран по развитию человеческого капитала на 25 позиций. Эксперты назвали сильные стороны России и объяснили, почему мы отстаем от других стран.
Всемирный экономический форум (ВЭФ) подготовил отчет о человеческом капитале. В рейтинг ВЭФ вошло 124 страны, каждая из которых анализировалась по различным показателям, среди них: образование, здоровье, трудоустройство, занятость, социальная мобильность. Авторы исследования преследовали цель оценить способность властей воспитывать таланты через образование и эффективность сделанных вложений в человеческий капитал.
Россия за два года поднялась в рейтинге с 51-го места на 26-е.
Директор Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Виктор Вахштайн* считает, что такой заметный скачок выглядит странным, так как никаких серьезных изменений за последние годы в России по уровню развития человеческого капитала не произошло.
Виктор Вахштайн* поясняет, что понятие «человеческий капитал» предполагает вложения государства в людей: здоровье, образование, культуру, личное развитие и так далее. На практике эти параметры трудно замерить и оценить, а по тому очень высока доля экспертного субъективизма.
Сильными сторонами России названа доступность начального образования (1-е место). В числе слабых сторон - высокий уровень безработицы (52-е место), небольшие возможности для профессионального развития (79 место), низкие показатели по здоровью населения (81 место), невысокое качество системы образования, несмотря на его доступность (73 место).
Доцент факультета журналистики РГГУ Вероника Ярных говорит, что Россия сильно отстает от других стран в вопросе образования, страдает, как школьное, так и высшее образование.
- Мы однозначно проигрываем в компетентностном подходе в школьном образовании. Мы проигрываем по применению знаний для решения задач, реализации проектов. Именно по этим показателям частично строится измененный с этого года рейтинг Mercer и Всемирного банка. А значит, проигрываем в методической подготовке учителей особенно для основной и старшей школы.
По мнению Вероники Ярных, вузовское образование отстает от нужд работодателей. Подавляющее число выпускников (80%) не соответствуют требованиям, предъявляемым компаниями, и их нужно доучивать.
Генеральный директор «Холдинг «Люди Дела» Борис Федосимов, напротив, считает, что проблема кроется не в системе образования, а в производительности труда.
- Сложившаяся положительная динамика повышения уровня жизни не соответствует такой же динамике повышения производительности труда. А это означает, что при вполне конкурентных заработных платах в России наша производительность в разы меньше, чем в развитых экономиках.
Официальный представитель Universum (работает в области HR-
- Эти, казалось бы, простые вещи, на сегодняшний момент человек обретает только придя на работу, при условии, что компания в это инвестирует - имеет свою методологию, обучает сотрудников, - говорит эксперт.
По оценкам Татьяны Ананьевой, сегодня многие компании задумываются о таких инвестициях, а значит можно ожидать, что производительность будет расти.
Президент Ассоциации профессионалов в сфере мотивации персонала и оргразвития Ариадна Денисова считает, что государство должно вложиться в развитие человеческого капитала и предусмотреть специальные программы для семей. Важна поддержка рождаемости и воспитания ребенка, которая позволит увеличить долю трудоспособного населения. Причем акцент надо делать именно на воспитании.
Тег: Обзоры DK.RU
* - выполняет функции иностранного агента