Виктор Матвеев слился с «Неоторгом»
Сеть компьютерной техники «Неоторг» приобрела розничные магазины самарской компании «ГЕОС» и с этой сделки начинает экспансию в Самарскую область. Передав московским партнерам часть бизнеса, взамен
«Неоторг» приобрел 3 из 5 действовавших магазинов самарской сети. Франчайзи-партнер «ГЕОСа» в Чапаевске продолжит работу в прежнем режиме, а точка на ул. Авроры, находящаяся в собственном, а не арендованном помещении, скорее всего, будет закрыта, а помещение — сдано в аренду. Сейчас в приобретенных «Неоторгом» магазинах идет ремонт, и через месяц они будут открыты под новой вывеской и в новых форматах. Магазин в ТЦ «Скала» будет расширен со 150 кв. м до 650 кв. м, в Новокуйбышевске — с 80 кв. м до 200 кв. м, к помещению на пр-те Кирова будет сделан пристрой. «Позднее планируется открыть новые торговые точки в Самаре, Тольятти и Сызрани, а всего сеть довести до 8-10 магазинов. Московские партнеры проинвестируют в филиал несколько миллионов долларов. Они хотят составить конкуренцию абсолютно всем розничным операторам, присутствующим в городе», — заявил Виктор Матвеев.
Все сотрудники магазинов и розничного бэк-офиса «ГЕОСа» трудоустроены в новую компанию, а сам Виктор Матвеев стал ее консультантом по стратегии. По его словам, данная сделка наполнит розницу «ГЕОСа» новыми ресурсами, необходимыми для дальнейшего развития и конкуренции с крупными компаниями, такими как «Прагма». И, с другой стороны, высвобождает время предпринимателя под стратегические задачи: подготовку менеджеров, поиски заказчиков, определение основных направлений развития. Оперативным управлением магазинами «Неоторга» займутся нанятые менеджеры.
В обмен на магазины г-н Матвеев получил пакет акций в недавно учрежденном филиале ООО «Неоторг-Самара» и денежное вознаграждение. Предприниматель не раскрыл финансовые условия сделки, отметив только, что размер и доли, и отступных был «небольшим», причем не исключено, что доля будет сокращаться по мере того, как «Неоторг» будет инвестировать средства.
Виктор Матвеев теперь основным приоритетом видит развитие корпоративного бизнеса собственной компании. «ГЕОС» направит средства на обучение и сертификацию сотрудников по нескольким основным вендорам: HP, Fujitsu Siemens, Cisco — и за счет этого постарается увеличить свою долю на корпоративном рынке.
В свою очередь, «Неоторг» будет инвестировать средства в открытие новых магазинов и постарается захватить розницу. Эта компания имеет собственное производство компьютеров (более 100 тыс. штук в год), которые тестирует и продает под собственной торговой маркой. Одна из фишек в маркетинге московской сети — анимация на торговых площадях. Например, в одном из самарских магазинов планируют поместить стеклянный бокс, в котором специалисты в антистатической одежде будут собирать компьютеры, в другом — интернет-кафе и стенды с ПК для тестирования компьютерных игр и т. д.
Эксперты считают поглощение розницы «ГЕОСа» федеральной компьютерной сетью закономерным. Если раньше уровень конкуренции позволял существовать розничным компаниям среднего размера, то теперь определились крупнейшие операторы, появились компьютерные гипермаркеты и специализированные магазины. «Ситуация вынуждает средних игроков вливаться в более крупные сети либо искать финансовых инвесторов. У «ГЕОСа» не хватало ресурсов, чтобы развиваться агрессивно, с опережением рынка, поэтому вопрос о будущем этой компании должен был рано или поздно возникнуть. Сделка с «Неоторгом», по моему мнению, довольно логичное решение этого вопроса», — полагает региональный директор дистрибьюторской компании OCS Семен Цырлин. Директор «Прагмы» Алексей Блинков: «Для владельца «ГЕОСа» данная сделка — возможность выйти из розничного бизнеса, который для него более не приоритетен». Также г-н Блинков отметил, что перспективы экспансии «Неоторга» в Самару неясны: «Цены в магазинах будут высокие, покупатель не выиграет. Поэтому занять долю на рынке будет сложно». Аналогичного мнения придерживается директор по развитию «КОСС Плюс» Дамир Гибадуллин: «Неоторгу» потребуется немало времени и денег, чтобы подвести магазины и коллектив «ГЕОСа» под свой формат, поэтому сейчас говорить с уверенностью об их присутствии в регионе рано. Зато для корпоративного рынка выросшая активность «ГЕОСа» — знак усиливающейся конкуренции». По словам Дамира Гибадуллина, приходя в корпоратив из розницы, игроки переносят принципы работы: большие и быстрые обороты, низкие цены. В Самаре же сложился корпоративный рынок с высоким уровнем сервиса, консультирования клиентов и без таких агрессивных ценовых войн, как в ритейле. Не исключено, что с притоком новых компаний маржинальность торговли техникой будет снижаться.