Виктор ПЛАТЧИХИН: Забрать свое мешает закон
Еще два года назад рынок лизинга в Самарской области насчитывал с полсотни игроков, но на слуху было не более 20 компаний. Сколько из них теперь осталось на рынке? Сейчас говорить об этом директор
Сергей Платчихин
Родился в Куйбышеве 11 октября 1968 года.
Образование: 1989-94гг.— Самарский государственный университет. Исторический факультет.
Карьера: 1995-96гг.— внештатный переводчик в компании Nestle 1996-2000гг.— «Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) С 2001 года— начальник аналитического отдела ООО «Самарская лизинговая компания» (с 2004 года— ЗАО «Самарская лизинговая компания») С 2004 года— директор ЗАО «Самарская лизинговая компания».
Уверенно Виктор Платчихин говорит только о том, что удержало компании на рынке. Это диверсифицированный портфель заказов. В Самарской лизинговой компании, например, преобладают самарские клиенты, 15-20%— иногородние. Г-н Платчихин не соглашается с предположением, что федеральные игроки сегодня должны чувствовать себя лучше местных: «Портфели «федералов» больше, но и просрочки у них тоже больше».
К слову, в прошлом году компания «Carcade Лизинг» провела исследование, которое показало, что из 340 региональных представительств и филиалов крупнейших лизинговых компаний реально работает лишь каждый третий. Как уверен Виктор Платчихин, связано это с тем, что для них просто нет работы: «Квалификация сотрудников филиалов, которые когда-то росли как грибы после дождя, позволяла только «разбрасывать» лизинговые договоры. За проверку заемщиков отвечал головной офис. И получалось, что филиалы оказались не в состоянии заниматься борьбой с неплательщиками. Если копнуть глубже, работники филиалов— преимущественно менеджеры, которые в лизинге вообще не разбираются. И когда ушли «жирные годы», они стали не нужны».
В 2009 г. спрос на лизинговые услуги упал практически по всем отраслям. «Если вторая половина 2009 года на самарском лизинговом рынке отличилась нулевым спросом, то сейчас появляются единичные контракты и повысилась активность потенциальных клиентов»,— уверен г-н Платчихин.
— Я думаю, что лизинг в ближайшее время будет востребован, так как деньги нужны всем, и из оборота большие суммы на покупку, например, автомобиля никто «выдергивать» не будет. Но с другой стороны, конкуренцию лизингу сегодня составляет наличие на рынке большого количества оборудования, бывшего в употреблении, которое можно взять в аренду или сравнительно недорого купить.
Какой продукт лизингодатели сегодня рассматривают как наиболее привлекательный? Интересен ли им по-прежнему транспорт, техническое оборудование?
— Сейчас транспорт— единственное более-менее привлекательное для лизингодателей направление. Впрочем, как и до кризиса. Что касается технологического оборудования, то и до кризиса оно не считалось ликвидным. Как такового, вторичного рынка оборудования практически не существовало. Значительно упал спрос и на строительную технику, что связано со стагнацией в этом секторе. По-настоящему ликвидных предметов лизинга сегодня нет.
Какие автомобили выгодно приобретать в лизинг?
— С объемом двигателя более 3,5 литров, так как с 2009 года у них сократился срок амортизации. Обычный же легковой транспорт сейчас попадает в группу, для которой не предусмотрена ускоренная амортизация, а соответственно, все лизинговые бонусы для лизингополучателей легковых автомобилей не работают. Это приведет к тому, что автолизинг потеряет значительный кусок «легковушек».
Возврат ускоренной амортизации для легковых автомобилей смог бы стать подспорьем для лизинговых компаний?
— Да. Более того, это позволило бы решить еще ряд проблем. Получается, что дорогущий Porsche Cayenne амортизируется быстрее, чем ВАЗовская «девятка». Спрашивается: зачем это сделали, когда АвтоВАЗ «лежит на лопатках» и руководство плачет, что у них нет каналов продаж. Лизинг— чем вам не отработанный канал продаж? Не нужно ничего выдумывать. Введите ускоренную амортизацию для «легковушек» и появится хороший вариант сбыта. Почему этого нельзя сделать, я не понимаю.
Вернуть свое мешают законы
Препятствий на пути развития бизнеса лизинговым компаниям хватает. Изъять у несостоятельного заемщика свое же имущество для лизингодателя означает пройти «девять кругов ада». «Приходишь в ГИБДД снимать с учета машину, которую ты изъял— инспекторы требуют решения суда. Хотя по закону мы снимаем машину с регистрации как собственники, для изъятия имущества не требуется суд. Кроме того, часто временная регистрация автомобиля на компанию клиента уже закончилась,— описывает процесс г-н Платчихин.
— Второй пример. Компания взяла в лизинг имущество, а потом отдала его третьему лицу без согласия лизингодателя. Тот, кому незаконно передано имущество, уклоняется от возврата по требованию лизингодателя. Действия директора компании лизингополучателя должны квалифицироваться как присвоение и растрата. Смотри УК РФ! Но Ваше заявление в РОВД не принимают, считают обычным спором между предприятиями и переправляют в арбитражный суд. Попытки оспорить отказ в приеме заявления чаще всего бесплодны. Права собственника, таким образом, не защищены.
А как на самом деле следует изымать имущество?
— В идеале схема должна быть такой. Собственник, каковым является лизинговая компания, может изъять имущество после того, как клиент допустил существенное нарушение договора. Например, в большинстве договоров прописано, что два неплатежа подряд являются основанием для изъятия имущества. Но государство наше постаралось усложнить до максимума проблемы собственника в лице лизингодателя.
Но все же нужно отметить, что подавляющее большинство компаний, несмотря на кризис, не перешло в разряд неплательщиков. Их руководство хоть и сетует на то, что объемы производства и продаж значительно сократились, все равно продолжает проводить платежи, как будто никакого кризиса не было. Если посмотреть по цифрам, то в 2009 кризисном году объемы платежей увеличились на 79% по сравнению с 2008-м, и составили 364 млн руб. Это в определенном смысле показатель того, что люди перестроились, что они не прикрываются кризисом, как некоторые это делают. Я считаю, что это и есть критерий профессионализма и качества менеджмента.
Какова доля заемщиков, у которых пришлось изъять предмет лизинга?
— Это небольшой процент, порядка 1-2% от общего портфеля. И еще раз оговорюсь, что изъятие имущества— это не самое лучшее решение проблемы ни для нас, ни для заемщика. Лизинговой компании имущество нужно будет продать, что сделать сегодня очень непросто. Либо придется продавать с большим дисконтом. Кроме того, компания вынуждена изъятое имущество где-то хранить, охранять, поддерживать в рабочем состоянии. И если такого имущества слишком много— это большие сложности. Поэтому лизинговые компании до последнего пытаются сохранить договор и идут на уступки клиенту. Изъятие— это всегда чрезвычайное происшествие. И происходит такое, как правило, лишь в том случае, когда по-другому сохранить имущество нельзя.
Лизинг ужесточает условия
До кризиса лизинговые компании, в отличие от банков, предлагали более щадящие условия займа: без поручителей, без залогов и с наименьшей налоговой нагрузкой. Тем самым создавая приемлемую альтернативу кредитам. Однако сегодня использовать лизинговые схемы так же сложно, как получить кредит в банке. «Клиент привык к тому, что его проверяют только банки. И все считают, что лизинг— это куда более простая процедура. Но пришло понимание, что раздавать деньги нужно очень аккуратно»,— подчеркивает Виктор Платчихин.
— До кризиса многие лизингодатели сами способствовали расхолаживанию клиентов, активно используя экспресс-лизинг, заключая договоры с небольшим авансом или без аванса вообще. Раздача же денег в рамках экспресс-кредитования, как показала практика, ни к чему хорошему не привела. Люди хотят, чтобы им давали огромные суммы под рассказы о том, что все будет сказочно, не предоставляя нормальных бизнес-проектов, не предоставляя всей информации о себе, не желая ни за что отвечать.
На растущем рынке такой подход не вызывал больших проблем, поскольку лизинговая компания легко могла продать этот «балласт». Сегодня это невозможно. Примерами могут стать банкротства таких старейших лизинговых компаний, как «Московская лизинговая компания», «Глобус-лизинг». При том, что назвать их непрофессионалами просто нельзя. Причина банкротства— слишком широкая экспансия, резкий рост портфеля, а потом неплатежи в сочетании с отсутствием новых сделок.
Что происходит сейчас со ставками по лизинговым договорам?
— Ставки движутся параллельно кредитным ставкам в банках. Изменились и условия предоставления лизинга. Раньше доходило до нулевого аванса, что, в общем-то, многие игроки рынка считали безумием еще в 2007-2008 году. При нулевом авансе тот, кто берет имущество в лизинг, ничем не рискует. Клиент может начать оплачивать лизинговые платежи, а потом вдруг прекратить, успев за это время заработать. Если до кризиса считалось, что нормальный размер аванса от 20% до 30%, то сейчас с большинством новых клиентов нужно работать исходя из аванса в 30-40%— по транспорту и 50%— по оборудованию. Лизингополучатель тоже должен брать на себя часть рисков.