Виктор Тархов: Хватит разрушать
Стратегия развития Самары должна появиться ровно через год. Пока же никто не может точно сказать, каковы будут ее основные вехи. В любом случае, по мнению главы Самары Виктора Тархова, Стратегия до
Ознакомившись с первыми разработками концепции нового документа, Виктор Тархов был откровенно разочарован. Сторонние разработчики предлагали красивую, но туманную идею — превратить Самару в мировой город, равный по своему значению и статусу Нью-Йорку, Токио, Москве и еще 52 городам земного шара. Однако ни конкретных задач, ни конкретных предложений эта концепция не содержала. Тем не менее ставить окончательно крест на проекте Виктор Тархов не стал. С его точки зрения, без стратегического плана город развиваться все-таки не может.
Нужна ли Самаре своя Стратегия?
— Не может такая огромная инерционная система, как город-миллионер, развиваться сама собой, как по течению. Она должна развиваться по некоему плану и графику. Как только мы забываем об этом, случаются катаклизмы. Самара в свое время забыла, что людям свойственно помирать, и сейчас мы в пожарном порядке решаем вопросы с местами для захоронений. Сейчас народ исхитряется хоронить своих родных и близких на близлежащих сельских кладбищах, но это не есть правильно. Да, мы отвели новое место на территории Волжского района под кладбище «Самарское», ведется его проектирование, и надеюсь, что в следующем году очередь этого кладбища будем вводить. Но такие вопросы не должны решаться в пожарном порядке. Нужно продумывать их заранее.
В прежние исторические периоды у Самары был свой имидж: когда-то купеческий город, потом один из центров оборонно-промышленного комплекса, «закрытый» для иностранцев Куйбышев. Что теперь? Из чего будет вырастать новая Самара?
— Я могу сказать только свое личное мнение, может быть, оно и отличается от мнения горожан. До нас был накоплен потенциал, который мы просто обязаны сохранить. Мой хороший знакомый был в командировке в Лондоне, в Кембридже. И его там более всего поразило, что рядом стоят здания, одному из которых более 400 лет, другому— 250, а третье явно недавно построили. Это я к тому, что «аглицкий» народ бережет то, что создали до него, и наращивает свое национальное богатство год от года, от столетия к столетию. И это абсолютно верно! Мы, к сожалению, разрушаем все до основания, а потом говорим: «Зря мы это снесли». Я спрашиваю у французов в Париже: «А не зря ли вы снесли Бастилию? Памятник все-таки». Они говорят: «Ну, конечно, зря. Но что уже сейчас рассуждать?» Однако площадь-то они не переименовали, и контур тюрьмы белой краской всегда на асфальте и на брусчатке выведен.
Как Самара должна развиваться территориально: максимально полно использовать территорию внутри себя, расти небоскребами вверх или выходить за свои границы?
— В нашем стратегическом плане развития есть проект, который называется «Агломерация Самары и Тольятти». Сразу оговорюсь, чтобы не волновались ни самарцы, ни тольяттинцы: пока даже речи не идет о сращивании двух городов в один. Но экономическое, культурное сращивание, конечно же, должно происходить. Потенциал у обоих городов значительный, и было бы здорово координировать их развитие.
А про Новокуйбышевск что думать? Нужно просто посмотреть на карту. Думаю, в будущем это 10-й район Самары. Между нашими центрами— 25 верст. А если брать расстояние от улицы Белорусской в Куйбышевском районе до Новокуйбышевска — и вовсе всего 7 км. Проще считаться районом Самары. Я думаю, что и новокуйбышевцы не будут шибко размышлять об этом. Все-таки столичный город— это статус.
Что будет происходить с транспортной системой города? Говорят, в Стратегии Самары может появиться монорельсовая дорога— проект, который кажется фантастическим, особенно при сегодняшних бюджетных обстоятельствах...
— Пока движение в городе будем развивать с помощью того набора инструментов, который уже используем. Это организация одностороннего движения по ряду улиц, электронное слежение пропускных способностей магистралей, реверсивное движение Все остальное— в перспективе.
При этом я бы не говорил, что монорельсовая дорога— это отдаленная перспектива. В действительности она более реальна, чем все то, что есть сейчас под рукой. И, кстати, монорельсовый транспорт по капитальным и эксплуатационным затратам— самый дешевый. Это доказано. Да, в создание хотя бы двух веток— из Красноглинского района до Барбошиной поляны и от Хлебной площади до улицы Грозненской— нужно вложить что-то около 400 млн евро. Для городского бюджета это неподъемная сумма. Но вопрос-то на самом деле в другом. Почему немцы могут себе позволить монорельсовую дорогу, а русский город Самара— нет? Объяснение простое. Немцы традиционно считают, что если гражданину Германии комфортно жить в Штутгарте, то это главная цель, и поэтому в муниципальном бюджете остается 70% налогов, которые собираются на территории города. А в Самаре— 6%! У нас важнее проводить реформы, укреплять вертикаль власти, обороноспособность страны, а нужно, чтобы жителям России было комфортно жить в России.
Это невозможно сейчас сделать за счет бюджетных средств. Но Самара сегодня действительно является инвестиционно привлекательным городом. Здесь все устойчивое. Значит, наша задача— привлечь инвестиции в этот город. Да, то, что сделает для нас инвестор, очевидно, не будет собственностью муниципалитета. Скорее всего, это будет частной собственностью. Но когда я сажусь в трамвай, меня меньше всего беспокоит вопрос, частный он или государственный. Меня интересует, чтобы он вовремя и с комфортом довез меня до места.
В настоящее время мы создаем в департаменте экономического развития города новое управление— по инвестициям. Руководитель этого управления будет персонально отвечать за приток инвестиционных средств, за инвестиционный климат в нашем городе. Он должен уметь улыбаться, искать инвесторов, убеждать их, создавать бизнес-планы, вести переговоры на любом уровне и т. д. Это совершенно новая сторона нашей жизни, хотя мы тут и не первопроходцы.
Есть ли уже какие-то планы относительно набережной?
— Она должна быть продлена до Барбошиной поляны. Другое дело, что опять бюджетными средствами для этого мы не располагаем. Вообще бюджетных средств нам хватает на более или менее ровную жизнь. Но не на ее развитие. Поэтому инвестиционное управление и привлечение внебюджетных инвестиций на ближайшее время, по крайней мере лет на пять,— это наша столбовая дорога.
Глава г.о. Самара.
Родился 3 января 1948 г. в Куйбышеве.
Образование: Куйбышевский политехнический институт, химико-технологический факультет.
Карьера: в 1971-1990гг. прошел путь от оператора завода «Синтезспирт» (Новокуйбышевск) до директора ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез» (с 1984 г.);
с 1990 г. — депутат Куйбышевского облсовета народных депутатов;
с июня 1991 г.— председатель совета и облисполкома. В августе обвинен в поддержке ГКЧП, снят с должности;
1992 г.— директор Новокуйбышевского НПЗ;
1994 г. — вице-президент НК «ЮКОС»;
1997 г. — глава совета директоров АО «Омскшина»;
1999 г. — вице-президент ОАО «Группа «Альянс»;
2003 г.— глава ООО «Самара-ВВВ-Авиа»;
2001-2006гг. — депутат Самарской губернской думы;
с 2006 г.— глава Самары. Возглавляет региональное отделение партии «Справедливая Россия».