Владельцев скутеров обяжут получать права
С 1 марта 201 года с появлением водительских прав нового образца владельцам мопедов и скутеров придется сдавать на права категори «М».
С марта 2011 года появятся новые подкатегории водительских прав. «А1», которая включает в себя легкие мотоциклы с объемом двигателя не более 125 куб. сантиметров и мощностью 15 лошадиных сил. И категория «М», – специально для водителей мопедов, мотороллеров или скутеров с объемом двигателя менее 50 куб. сантиметров. Чтобы получить такое удостоверение, будущему водителю надо быть старше 16 лет и сдать экзамены на знание ПДД. Потребуется ли для этого прохождение практической части теста – пока не известно. Сейчас «тихоходные» скутеры фактически приравниваются к велосипедам: водят их лет с 13, права для этого получать не требуется, хотя ответственность такие водители несут, пишут «Новые Известия».
Прибегнуть к подобным мерам законодателей подвигла растущая аварийность с участием водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств. К примеру, за последние три года в Москве она выросла более чем вдвое. При этом риск травматизма среди скутеристов в 12-15 раз выше, чем у водителей автомобиля: помимо очевидной незащищенности разных частей тела, центр тяжести у скутера находится позади, что затрудняет маневрирование, а шлемами и прочими «доспехами» водители мопедов нередко пренебрегают. Сказывается также пренебрежительное отношение со стороны автомобилистов и пешеходов. Впрочем, главный аргумент для введения прав на «тихоходные» транспортные средства – в повышении дисциплинированности подростков.
Противники нововведений уверены, что изменения в правилах недостаточно обоснованны и, заведомо бесполезны. «Статистики ГИБДД, в которой было бы указано, сколько ДТП произошло именно по вине водителей мопедов, общественности не предоставлено. Если такая статистика появится и будет не выше уровня аварийности по вине велосипедистов, о введении особой категории прав, на мой взгляд, говорить бессмысленно. Какая в таком случае разница, врежется ли в человека велосипед на скорости 40 км/час или скутер на 45 км/час? Давайте введем права на ролики, скейтборды, трехколесные велосипеды. С введением прав для скутеристов аварийность снижаться не будет: если для «КамАЗа» права покупают, то что уж говорить о такой «табуретке». Конечно, приструнить игнорирующих ПДД людей необходимо, но не такими способами», – приводит газета мнение президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина.
Как считают сами мотороллеры, введение прав категории «М» уничтожит скутер как транспортное средство. Единственным плюсом скутера изначально было отсутствие нужды в техосмотре, получении прав и регистрации. Если ввести регистрацию и получение прав, то большинство владельцев мопедов пересядут на более «тяжелые» мотоциклы, которые ненамного дороже.
Отметим, что ответственность для водителей скутеров уже существует, несмотря на отсутствие «первичного отбора» среди водителей. В декабре 2008 года Верховный суд дал рекомендации судам карать водителей мопедов и скутеров, виновных в ДТП по тем же нормам, что и автолюбителей. Теперь подростку на скутере грозит до семи лет тюрьмы за наезд со смертельным исходом. На основе постановления ВС к скутеристам применяется теперь статья 268 УК РФ «нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта». По ней в случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека невнимательному водителю грозит срок до двух лет лишения свободы. Если ДТП закончится смертью пострадавшего – до пяти лет, а если погибших несколько – до семи лет заключения. Точно такие же виды наказания предусмотрены для автомобилистов по статье 264. Раньше водители скутеров на дороге приравнивались к велосипедистам.