Внутри информационной войны Путина
Перевод авторской статьи о российском ТВ глазами человека, который проработал на телеканалах пять лет, специально для DK.ru.
Петр Помиранцев, проработавший пять лет на российских телеканалах, рассказал для издания Politico о том, как это работает изнутри.
Более 20 из нас сидели за большим круглым конференц-столом. Это были загорелые ведущие в белых рубашках, потные профессора с бородами и тяжелым дыханием. Там не было ни одной женщины. И так много дыма, что моя кожа чесалась.
Это был 2002 год. Мой друг, русский издатель, который хотел, чтобы я на него работал, пригласил меня на мою первую встречу в Москве. Она проходила в окружении российских гуру СМИ в укромном уголке на верхнем этаже Останкино. Здесь собирались умы Москвы каждую неделю на мозговой штурм, чтобы решить, что Останкино будет транслировать.
На одном конце стола сидел один из самых известных политических телеведущих страны. Он был маленький и говорил быстро своим дымным голосом: «Мы все знаем, что это не будет реальной политикой».
«Но мы еще можем дать нашим зрителям чувство, что что-то происходит. Их нужно развлечь».
«Так во что мы должны играть?», - спросил он.
«Должны ли мы атаковать олигархов? Кто враг на этой неделе? Политики должны чувствовать себя, как в кино!».
Более десяти лет спустя, этот фильм становится все более темным и тревожным. Первое, что российские боевики делают, когда они приходят в город в Восточной Украине, это захват телевизионных башен и включение кремлевских каналов. Вскоре после этого, местные жители начинают разглагольствовать о фашистах в Киеве и темных поступках США в отношении русскоязычных из Восточной Украины.
Главный пропагандист Кремля Дмитрий заявляет, что «информационная война в настоящее время является основным видом войны».
И путинская Россия очень хороша в этом. Она сочетает грязные механизмы PR, методики промывания мозгов, богатые традиции КГБ, и своего рода телевизионного Франкенштейна, которые управляет населением, побеждает соседние страны и нападает на Запад.
Это создает новые опасности. И я знаю, потому что я видел как это происходит.
***
В советское время телевидение было пресным делом. Были пять каналов, а во многих регионах было и того два – «тот, который показывает бесконечные речи лидера» и тот, который «показывает бесконечно балет».
После перестройки 1991 года во время путча один из каналов показывал Лебединое озеро без остановки. Но в России нового времени в телевизоре сместился центр, а олигархи получили контроль над основными каналами.
Как только Владимир Путин стал президентом в 2000 году, он захватил контроль над телевидением, арестовав и сослав олигархов, которые стояли на его пути. В стране, охватывающей девять часовых поясов и одну шестую часть мира суши, протянувшейся от Тихого океана до Балтики, от Арктики до пустынь Центральной Азии, от почти средневековых деревень, где люди до сих пор берут воду из деревянных колодцев вручную и обратно к Москве, телевиденье является единственной силой, которая может объединить и привязать людей.
Это телевидение, через которое Кремль заявляет, какой политике будет позволено существовать. В центре большого шоу сам президент Путин, не более, чем набор цветных пикселей на экране.
В этом дымном помещении, у меня было ощущение, что реальность была каким-то образом податливой, что я сидел в группе людей, которые могли бы спроектировать любую реальность, какую они хотели на пост-советской России.
В 21-м веке Кремль может контролировать средства массовой информации так же, как это было в советское время, но есть одна разница: сегодня главное, чтобы телевидение не было скучным.
Цель заключается в синтезе советского контроля и западных развлечений.
К 2006 году я переехал из консалтинга государственной политики в СМИ, работающие на документальных для британских и американских сетей. Я был приглашен и работать на российских каналах. Только одного из десятков западных производителей прельщает перспектива работы в быстро растущей телевизионной индустрии Европы.
Каналы, на которых я работал, были аполитичны. Их задача была в показе большого количества русских версий различных шоу.
Но западная модель не всегда принимается также в России. Когда развлекательный канал TNT, например, сделал русскую версию The Apprentice, шоу провалилось. Хотя много других форматов были более успешными, например, танцы на льду.
Ещё было телевидение, которое работало с такой зловещей миссией, какой я не встречал: политическо-психологический контроль. Такой подход вначале кажется нелогичным. НТВ, например, одна из самых крупных телекомпаний в стране, не пытается представить жизнь в России, как радужную (как это было на советских телеканалах, которые всё-таки в конце концов потеряли доверие зрителей).
Напротив, НТВ круглые сутки транслирует ужасные истории о том, как опасно жить в стране для того, чтобы зритель понимал, нужна сильная рука Кремля, чтобы удерживать порядок. Даже якобы научно-популярные программы используют для манипуляций.