«Волга-Волга» пошла в расход
На прошлой неделе закрылся один из двух розничных продовольственных магазинов «Волга-Волга», расположенный в ТТЦ «Приволжский». Его торговые площади занял супермаркет «Перекресток», ставший якорным
Глава холдинга «Рестория», один из учредителей магазинов «Волга-Волга» Александр Терентьев сообщил, что московский оператор предложил собственнику помещения более выгодные условия по договору аренды: «Фактически мы просто уступили «Перекрестку» арендуемую площадь». По словам г-на Терентьева, отказываться от розничной торговли продуктами питания его компания в ближайшее время не собирается: «У нас остался один магазин в торговом центре «Захар». Возможно, мы откроем еще одну торговую точку, но об этом говорить пока рано». В компании «Перекресток» от каких-либо комментариев отказались, сославшись на коммерческую тайну.
Главный аналитик департамента стратегического планирования и исследований рынка УК «Молл Менеджмент» («Парк Хаус») Дмитрий Баранов предположил, что по окончании срока аренды площадей собственники здания решили не продлевать договор с дискаунтером «Волга-Волга», а сменить «якоря». По оценкам экспертов, средние ставки арендной платы составляют порядка $10-15 в месяц в расчете на 1 кв. м площади.
Участники рынка полагают, что «Перекресток» не предложил «Приволжскому» сверхвыгодных условий по договору аренды эти расходы закладываются на централизованном уровне в Москве, и местные филиалы не будут превышать норматив, а лучше договорятся с другими арендодателями. Получить комментарии от собственников ТТЦ «Приволжский» «ДК» не удалось.
По мнению экспертов, контракт с «Перекрестком» выгоден «Приволжскому» тем, что позволяет существенно увеличить потребительский поток. Дмитрий Баранов: «С точки зрения маркетинга порядка 70% покупателей приходят в торговый центр ради якорного арендатора». «Волга-Волга», по оценкам экспертов, позиционировала себя как дискаунтер, но выдерживать этот формат ей было тяжело. По мнению директора консалтинговой группы «Маркс» Романа Васильева, одна из главных проблем компании отсутствие четкого позиционирования: «Несмотря на то что эти магазины заявлялись как дискаунтеры, цены в «Волга-Волге» были на среднем уровне, сопоставимом с ценами федеральных супермаркетов. С классическими дискаунтерами, как «Магнит» и «Копейка», они соперничать не могли».
Как пояснил Дмитрий Баранов, чтобы работать в формате дискаунтера, компания должна получать максимальные скидки от поставщиков, а для этого нужно иметь не менее 7-8 торговых точек: «У «Перекрестка», например, порядка 178 магазинов по всей России. Поэтому он может закупать в огромных объемах даже скоропортящиеся продукты. А два магазина просто не успеют их реализовать».
По мнению Романа Васильева, московские операторы стараются занять в регионах лучшие площадки в крупных торговых центрах, а местные игроки им в этом не противостоят: «Торговый центр «Приволжский» привлекателен тем, что находится в «спальном» районе Самары и поблизости нет других крупных магазинов».
По мнению директора по рознице ООО «Меркурий» Александра Ефимова, закрытие магазина продиктовано решением его учредителей: «Очевидно, в компании решили, что держать магазин в ТТЦ «Приволжский» экономически невыгодно. «Перекресток» же, в отличие от местных игроков, может получать более высокую маржу за счет огромных объемов закупок по минимальным ценам».
Эксперты полагают, что в будущем компания «Союз пяти» может и вовсе лишиться своего розничного бизнеса. Роман Васильев: «Это нормальная позиционная борьба, в которой «москвичи» одержали небольшую победу». По мнению Александра Ефимова, единственная из оставшихся торговых точек «Волга-Волги» закроется, если не будет приносить прибыли: «Для компании розничная торговля непрофильный бизнес. Поэтому не исключено, что они от него откажутся и будут развивать направление оптовой торговли».
По словам Дмитрия Баранова, вытеснение местных игроков крупными федеральными компаниями общероссийская тенденция. Развивают свой инорегиональный бизнес федеральный холдинг «Марта» и французская сеть гипермаркетов «Ашан». Конкурировать с ними, считает эксперт, местным сетям будет сложно «Ашан» один из крупнейших мировых игроков с очень низкими ценами.