«Волгопромлизинг» инвестирует в инорегиональную сеть
ЗАО «Волгопромлизинг» объявило о начале региональной экспансии. До конца 2008 г. компания откроет 5 собственных офисов продаж в российских областных центрах. Объем инвестиций составит около $250 ты
Первыми открываются представительства в Нижнем Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Два региона пока окончательно не определены. Цель инорегионального развития — охват новых рынков и рост прибыли. «Волгопромлизинг» достиг уровня развития, на котором может привлекать ресурсы, достаточные для финансирования большего объема сделок, чем способен заключить в Самаре, считает генеральный директор компании Борис Пригожин. По его мнению, рынки лизинговых услуг в областных центрах еще не до конца сформировались и смогут вместить нового игрока. В каждом регионе «Волгопромлизинг» будет опираться на имеющихся клиентов и привлекать новых по их рекомендациям. Целевые сегменты рынка — лизинг автотранспорта и оборудования (торгового и специализированного для нефтедобычи).
Одна из основных сложностей экспансии в регионы — конкуренция с федеральными игроками, вышедшими на рынок раньше. По словам Бориса Пригожина, его компания постарается выиграть за счет снижения цены на услуги: «В регионах московские лизинговые компании устанавливают расценки, принятые на местном рынке, а не опускают ставки согласно своим возможностям. Мы сможем конкурировать с ними в сегменте малого и среднего бизнеса». Предприниматель рассчитывает привлекать клиентов и сервисом, однако решения по сделкам пока будут приниматься в Самаре, здесь же останется весь бэк-офис. Впоследствии представительствам будут установлены лимиты по объему сделок, которые они могут заключить самостоятельно.
Офис в Нижнем Новгороде уже открылся. Его опорные клиенты — поставщик торгового оборудования ЗАО ТФК «Синтагма» и компания розничной торговли ООО «Олсон». Объем инвестиций в открытие представительства к выходу на точку безубыточности составит около $50 тыс. Таким образом, по оценкам Бориса Пригожина, вся сеть обойдется минимум в $250 тыс., или в более чем 6 млн руб. Согласно бизнес-плану, вложенные на открытие каждого офиса средства окупятся за 12-18 месяцев.
До «Волгопромлизинга» развитие самарских лизинговых компаний за пределами региона не было системным и таким масштабным. Инорегиональные представительства открывали точечно, например, в прошлом году «ЛиКо» зашла в Сочи, чтобы финансировать строительные проекты малого и среднего бизнеса в преддверии Олимпиады-2014. Директор «Самарской лизинговой компании» (СЛК) Виктор Платчихин получает заказы из других регионов от агентов — лизинговых брокеров и начальников отделов продаж в компаниях-поставщиках автотранспорта и оборудования. Но их деятельность сложно контролировать, велики риски мошенничества, а финансирование под предлагаемые ими сделки получать сложнее. Банку нужно показывать предмет лизинга, выезжать с его представителем на место, а это не всегда удается, если работать с местными кредитными организациями, у которых нет филиалов в данном регионе. «Поэтому делать ставку на эту модель пока рано», — добавил г-н Платчихин.
Один из крупнейших игроков Самарской области — МЛК «СФГ-Лизинг» — отказался от создания подразделения в одном из регионов Поволжья из-за подобных проблем: агент приносил заявки со слишком высокими рисками. «Вновь открывающееся представительство инорегиональной компании предприниматели воспринимали как скорую финансовую помощь для решения насущных проблем», — рассказал гендиректор компании Андрей Семенов.
Несмотря на подобные сложности, «СФГ-Лизинг», так же как и «Волгопром- лизинг», будет развивать инорегиональную сеть. Андрей Семенов собирается открыть офис в Нижнем Поволжье, но пока не подобрал для него директора и персонал. «Выход в новые области — закономерный этап в развитии бизнеса», — считает он. Ульяновский офис его компании в 2007 г. профинансировал около 150 млн руб. — примерно четверть от общего оборота.
Планы развития сетей есть и у «ЛиКо». Как сообщил ее директор Сергей Семенов, в I квартале 2008 г. он откроет офисы в Саратове и Ульяновске. Но их организуют на основе агентского соглашения — представители будут работать за комиссию.