«ВТБ Капитал»: Россию ожидают четыре инфляционных шока
Рост инфляции может превысить прогнозы аналитиков. Причинами для этого могут послужить четыре события, которые называет главный экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков.
Введение санкций в отношении Турции, внедрение системы «Платон», специальный режим ввоза продуктов из Белоруссии и возможные ограничения на импорт украинских товаров - таковы четыре «новых шока», которые могут повлиять на рост индекса потребительских цен. Об этом Александр Исаков пишет в обзоре «Инфляция в России: старые шоки стираются, новые (хоть и меньшие) еще окажут влияние».
Самым существенным фактором Исаков называет запрет на импорт турецкой продукции. По подсчетам экономиста, эта мера может привести к повышению продовольственной инфляции на 0,5 п.п.
«В зимний период на поставки из Турции приходится 10–15% всей реализуемой в России плодоовощной продукции. Доля овощей и фруктов в продовольственной корзине составляет 10%, и рост цен, связанный с переключением на закупку из других регионов, включая увеличение стоимости доставки, может составить 10–50 п.п. Накопленных ритейлерами запасов товаров хватит вплоть до новогоднего периода, и этот эффект, вероятно, начнет сказываться лишь в начале следующего года», — объясняет Исаков.
Центробанк, напротив, ранее отмечал, что санкции против Турции незначительно повлияют на уровень инфляции в России.
Второй фактор, способный увеличить инфляцию, - это введение покилометровой платы за проезд грузовых машин по федеральным трассам. По подсчетам экономиста, новый дорожный сбор может увеличить инфляцию еще на 0,2 п.п. Ранее аналитики Газпромбанка прогнозировали, что влияние «ввода в действие платы за проезд по федеральным дорогам с грузовиков массой свыше 12 т на инфляцию составит 0,5 п.п. на горизонте шести месяцев».
Третий фактор, способный спровоцировать более высокий, чем предполагалось, рост инфляции, - это специальный режим импорта сельхозпродукции через Белоруссию. Россельхознадзор ввел его с 7 декабря в целях ограничения реэкспорта.
Четвертая причина, с которой связан риск ускорения инфляции, - вероятное ограничение импорта украинского продовольствия. О том, что эта мера, скорее всего, будет введена с января 2016 года, заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Исаков пишет, что масштаб новых инфляционных шоков, вероятно, «будет меньше, чем эффект первой фазы ослабления рубля (около 6 п.п.) и первых импортных ограничений (около 2,5 п.п.)». Экономист ожидает, что инфляция по итогам 2015 года составит 12,5%, а к концу 2016 года понизится до 6–6,5%.
«Инфляция с начала года достигла 12,1%. С учетом того что недельный рост цен в последнее время стабилизировался на уровне 0,1%, риск того, что значение ИПЦ на конец 2015 года окажется выше нашего прогноза (12,5%), представляется нам незначительным», — пишет Исаков.