Вячеслав Алпатов: «Классическому корпоративному бизнесу придется меняться»
О том, как повлиял технический прогресс на ведение бизнеса и работу с персоналом, рассказал руководитель управления «Информационные технологии» Coleman Services.
Развитие информационных технологий оказывает существенное влияние на ведение бизнеса. Меняется подход к организации работы, ее скорость. Стала возможной и набирает все большую популярность так называемая удаленная работа, при которой можно выполнять задачи бизнеса не выходя из дома.
Быстрыми темпами развиваются мобильные технологии. Никогда еще доступ к информации, деловому и развлекательному контенту не был таким простым. Изменились и способы хранения данных появились «облака», где можно хранить большие объемы информации. Обо всем этом рассказал Алпатов Вячеслав, руководитель управления «Информационные технологии» Coleman Services.
Вячеслав, развитие интернета позволяет работать удаленно. Как это сказывается на потребностях компаний в аренде помещений? Сокращаются ли эти потребности?
– Надо понимать, что удаленная работа появилась как инструмент достаточно давно. Например, коммивояжеры рассекали по США еще в 50-е годы. Просто тогда для связи с центральным офисом приходилось использовать телефон и телеграф, а теперь можно использовать смартфон c web-приложением и мессенджерами. То есть, это не вопрос технологий, а вопрос организации бизнеса и внутренних процессов в компании. Есть компании, которым легко организовать удаленную работу сотрудников, потому что их деятельность носит разъездной характер (торговые представители и мерчендайзеры) или творческий (журналисты, программисты, дизайнеры).. В других случаях сделать это сложно. Обычно это компании с поточной или конвейерной работой персонала. Отдельно можно выделить коворкинг (co-working) – это своего рода ответ на потребность рынка в определенном типе офисных/рабочих площадей с гибкой оплатой. Однако доля такого класса помещений невелика.
На мой взгляд, сейчас нельзя сказать, что потребность в аренде помещений реально сократились из-за развития интернет-технологий и удаленной работы. Особенно в России, где руководители предпочитают держать подчиненных под жестким контролем, а законодательство фактически навязывает наличие определенного графика работы.
Увеличивается ли доля сотрудников, работающих удаленно?
– Здесь стоит определиться с понятиями «удаленная работа» и «аутсорсинг». Когда мы говорим об удаленной работе, то мы в первую очередь говорим о сотрудниках компании. Когда мы говорим об аутсорсинге, то мы в первую очередь говорим о передаче неких бизнес-функций для выполнения сторонней организации.
Предлагаю сначала определить, что вкладывается в термин «удаленно»? Если удаленно из дома, то число таких сотрудников не увеличивается, если не считать бизнесы, описанные выше. Если «удаленно» – это значит находиться в удаленном офисе или, будучи отправленным в офис партнера-заказчика, то число таких сотрудников постоянно увеличивается. Многие компании со штаб-квартирами в Москве сейчас создают в регионах центры обслуживания бизнес-процессов (ИТ, КДО, бухгалтерия, расчет зарплаты). Например «большая тройка» сотовых операторов вывела в регионы все свои call-центры.
Если брать всевозможные организации, оказывающие услуги клиентам в их офисах, то практически все делегируемые сотрудники сейчас имеют удаленный доступ к информационным системам своих компаний. Бывают, конечно, случаи когда из соображений безопасности такой доступ не предоставляется, но их все меньше.
Если говорить о доле ауторсинга, то проще всего это показать на примере IT-аутсорсинга. Данный рынок постоянно растет и, естественно, растет его доля в общей деятельности компаний. Для дочерних структур западных компаний передача непрофильных функций на аутсорсинг – это нормальное состояние. Причем для крупного бизнеса провайдерами выступают, как правило, международные компании (например, P&G в России поддерживает HP), для бизнеса поменьше – местные. Тоже можно сказать и про аутсорсинг КДП и расчета зарплаты. У многих иностранных компаний аутсорсинг – это требование корпоративной политики.
Российские компании также приобщаются к аутсорсингу, в первую очередь в ИТ-сфере. Собственно сам процесс шел постепенно: если в 90-е считалось нормой перезагружать компьютер несколько раз в день, то сейчас сбой одной машины в неделю – это почти катастрофа. Раньше вся инфраструктура и информационные системы располагались в своем офисе, сейчас они постепенно мигрируют в облака и большие ЦОДы (центры обработки данных). В результате резко снизилась потребность в собственных квалифицированных специалистах, и развилось направление ИТ-аутсорсинга.
Есть большие проблемы с качеством сервиса и сильной ориентацией сервисных ИТ - провайдеров на крупных клиентов. Поэтому пока среднему бизнесу приходится содержать собственный штат системных администраторов/программистов. Но, вспоминая уровень сервиса 10 лет назад, можно надеется, что через какое-то время и эта проблема уйдет.
Приведите, пожалуйста, наиболее интересные примеры влияния технологий на построение бизнеса в России или за рубежом.
– В первую очередь надо сказать об «облаках». Технология облачных вычислений прошла путь от непонятных аббревиатур IAAS/PAAS/SAAS ко вполне прозрачному способу сокращения издержек, например, в форме аутсорсинга бизнес-процессов (бухучета, расчета зарплаты, кадрового делопроизводства и т.д.)
На текущий момент есть решения, которые позволяют вообще забыть о ведении кадрового учета по нормам не самого простого российского законодательства. Просто отправляете через личный кабинет информацию о приеме на работу, отпусках, больничных, а на выходе получаете всю необходимую кадровую документацию, плюс смотрите отчетность в располагаемой в «облаке» информационной системе. Не надо держать штат квалифицированных бухгалтеров или кадровиков, не надо мучиться с отчетностью для надзорных органов. Теперь многие операции проходят быстро, просто, наглядно и с четким и понятным биллингом услуг. Естественно, что все больше и больше компаний сдают непрофильные услуги на аутсорсинг, чтобы сконцентрироваться на основной деятельности.
Нельзя обойти вниманием и мобильные технологии, которые перевернули не только ИТ-отрасль, но и жизнь далеких от ИТ людей. Никогда еще доступ к информации, деловому и развлекательному контенту не был таким простым. Уходит время, когда большие корпоративные боссы держали при себе специальных ассистентов по работе с компьютерными программами. Последовательно подмяв под себя игры, web, музыку, кино и корпоративную отчетность мобильные технологии все активнее вторгаются в финансовую область (банки и биржевая торговля) и управление здоровьем. Самый успешный пример – это Apple, который из торгующей дорогими и узкоспециализированными компьютерами компании превратился в поставщика различного контента и услуг, финансового посредника, а теперь вплотную приближается к предоставлению медицинских услуг.
Влияние технологий анализа больших данных (Big Data) чувствует каждый, когда заходит в Интернет. Перелопачивающие огромные объемы данных системы легко строят профили покупателей, подбирая для них рекламу и «особые» предложение. В результате целиком изменилась рекламная отрасль: сокращается традиционная телевизионная и газетная реклама, зато растет рынок рекламы в Интернет. Поменялся подход к рекламе как таковой, и компании, которые не успели перестроиться, из вчерашних лидеров попали в аутсайдеры.
Каковы ключевые тенденции в этой сфере? Как они повлияют на те или иные отрасли в ближайшие годы?
– Время, когда вышеописанные технологии воспринимались как «игрушки» для интернет-гиков и молодежи, прошло. Молодое поколение выросло со смартфонами, планшетами и социальными сетями в руках. Поколение среднего возраста достаточно эффективно к ним адаптировалось и тоже вряд ли представляет, как жить без соцсетей и смартфонов. Соответственно, классическому корпоративному бизнесу придется меняться. Некоторые экономисты уже сейчас говорят о том, что если банки и инвестфонды, самые консервативные представители бизнеса, не начнут перестраиваться, то завтра Apple Paу, PayPal и bitcoin выдавят их с рынка вне зависимости от уровня государственной поддержки и транснациональной корпоративной солидарности.