Выживать нужно резко
Дмитрий Говорухин, генеральный директор компании «ГлавРосСтрой» Говорить о финансовых показателях сферы недвижимости в докризисные времена сложно, так как все они оказались дутыми, а прогнозы ст
Дмитрий Говорухин, генеральный директор компании «ГлавРосСтрой»
Говорить о финансовых показателях сферы недвижимости в докризисные времена сложно, так как все они оказались дутыми, а прогнозы строились на чем угодно, только не на понимании сути происходящего. Большинством игроков рынка недвижимости упорно игнорировалась мысль огромного роста и развития рынка при полном отсутствии изучения спроса.
Я считаю, что в докризисный период здравый смысл заменили графики. Мы уже видели такие высоты, где Самара обходит по цене метра и Токио, и Лондон, и тот город, где во времена Остапа Бендера было полтора миллиона людей в белых штанах. А просто вспомнить недалекое прошлое и мысленно заменить метры на акции, к примеру? Ничего не напоминало? На букву «М», которых было три? Ведь полное совпадение, ведь пирамида же в классическом ее понимании И чем это закончилось?
А что делают в это время отделы, службы, департаменты, управления, директораты маркетинга строительных компаний? Они рисуют графики и делают витаминизированные, легкоусвояемые прогнозы, они делят метры на население, они вычисляют долю рынка.., прерывая изредка эти занятия размещением рекламы. Хотя, если они действительно профи, должны были в первую очередь задаться вопросом: в чем природа этого роста? Какова доля реальных потребителей, покупающих именно для себя, и сколько «инвесторов», приобретающих метры для перепродажи? Откуда взялся мощный входящий финансовый поток, обеспечивающий этот рост? Как и насколько изменилась демографическая и миграционная ситуация, и откуда вдруг появились покупатели с деньгами, готовые брать голые стены с перспективой потратить еще полстолька или даже больше, чтобы обустроить купленный ж/б или кирпичный габарит, который риэлтор называет «квартирой»? Откуда вообще взялись деньги у людей, если в области и городе превалирует торговый бизнес, который выводит деньги из региона и ввозит товары, если зарплата большинства людей просто несопоставима со стоимостью метра? Откуда у банков вдруг столько денег, что они готовы их давать уже чуть ли не на покупку плюшек с маком? Вот чем должны были заняться настоящие маркетологи.
Часто представители СМИ интересуются цифрами и процентами падения производства, сокращения финансирования. Давайте честно— никто и никогда не назовет реальных цифр и процентов. И не верьте бравурным заверениям, что у какого-то «ЛохИнвестСтроя» все гламурно Тяжело всем! Потери повсеместны. Особенно у тех, кто слишком заигрался. Не будем забывать, что клиенты живут не в другой реальности, а рядом с нами. И дубина кризиса отмассировала им затылки не менее нашего.
Когда на дворе кризис, нужно учиться выживать, и делать это резко! А там уж как у кого получится Никаких согласованных действий быть не может по определению— спасайся, кто как может! Никакие учебники, консультанты или чей-то прошлый опыт не дадут ничего! Даже если произойдет чудо и найдутся деньги достроить или построить новое. В социуме царит уныние и ожидание еще худшего. Покупатели-«инвесторы» думают, как бы продать то, что приобрели, и с минимумом потерь. Понимаете, процесс воспроизводства потребителей практически остановился. И когда и как он вновь запустится? Скорее всего, даже радикальное снижение цены метра не восстановит былого. Люди стали другими! Мир стал другим! Да и кто позволит уронить рынок? Кто рискнет противопоставить себя Ну, вы понимаете, о чем идет речь.
Прогнозировать будущее не берусь. И вот почему. Все называют этот кризис финансовым, и, возможно, опять ошибаются. А если он более глобален? Если этот кризис цивилизационный? Если это сигнал, что парадигма, исходя из которой и были построены все современные финансовые, экономические и политические системы, модели и отношения, оказалась нежизнеспособна и отыграла свое? И на очереди стоит вопрос полного передела мира и модели развития человечества?
Вот только не надо ехидничать и рекомендовать спуститься с высот на грешную землю. Хороший бизнесмен тем и отличается от посредственного, что умеет видеть и понимать глобальные события, последствия которых обязательно отразятся и на его бизнесе.