Подписаться
Курс ЦБ на 31.01
98,00
102,77

Web-студии растут вместе с заказчиком

Перемена отношения самарского бизнеса к Интернету позволила web-студиям многократно увеличить объемы продаж и вплотную заняться формированием спроса на ранее невостребованные услуги. Но по мере рос

Перемена отношения самарского бизнеса к Интернету позволила web-студиям многократно увеличить объемы продаж и вплотную заняться формированием спроса на ранее невостребованные услуги. Но по мере роста технической грамотности заказчиков местные разработчики постепенно перестают их устраивать и заказы «уходят» к москвичам. А региональным студиям приходится расширять спектр услуг или, наоборот, специализироваться.

Кто занимается разработкой сайтов в Самаре
Сколько стоит современный сайт компании
Кому достанутся крупные заказы
Что подталкивает web-студии к специализации

эксперты
Роман Булатов
директор компании «Интернет-Элит»
Павел Власов
ведущий специалист по бренд-аудиту и оптимизации операционной деятельности ЗАО АКБ «Газбанк»
Дмитрий Жуков
соучредитель web-студии TurboMilk
Александр Кушпель
директор web-студии Dominion
Николай Никульников
генеральный директор интернет-компании Webrover I.S.
Вадим Слесарчук
директор интернет-агентства Varnoff
Михаил Тригубенко
директор по развитию web-студии «Онлайн Телеком»
Илья Якямсев
директор web-студии Blackbox

it.dk.ru

Объем рынка web-разработок в Самаре с 2003 г. вырос в 5 раз  примерно с $30 тыс. до $150 тыс., считает генеральный директор интернет-компании Webrover I.S. Николай Никульников. Рост обусловлен тем, что заказывать сайты стало большее число организаций. По оценкам директора web-студии Blackbox Ильи Якямсева, за 3 года в среднем по городу количество заказов увеличилось в 2-3 раза. Возросли и бюджеты проектов. Сегодня минимальная цена разработки web-сайта в самарской студии составляет $1,5 тыс., а средняя цена в одной из самых известных компаний  Dominion  $5 тыс. (для сравнения: 3 года назад средняя цена проекта держалась на уровне $1 тыс).

Выгодные заказчики обходят стороной маленькие компании

Сегодня большинство крупных заказов делят между собой лидеры рынка  5-10 компаний, образованных 3-6 лет назад. К их числу все опрошенные «ДК» эксперты причисляют компании «Вебзавод», Dominion, Blackbox, Webrover I.S., VDcom, некоторые «Интернет-Элит», «Онлайн Телеком», «Гагарин» и др. Оставшиеся примерно 85-90 компаний небольшие фирмы, где, как правило, работает один человек, который ищет заказы и по необходимости приглашает специалистов на разовую работу. Директор web-студии Dominion Александр Кушпель: «Каждый год появляется порядка 10-15 новых компаний и столько же исчезает, не оказывая существенного влияния на рынок». Кроме того, часть заказов выполняют фрилансеры, специалисты-одиночки, не имеющие собственной фирмы. Но их рыночная доля постепенно сокращается. «Каждый второй студент технического вуза возьмется сделать минимальный по характеристикам сайт, но известных фрилансеров, которым можно доверить коммерческие проекты, единицы»,  заявил разработчик Дмитрий Еленев.

Корпоративный сайт становится инструментом бизнеса

Основная причина роста продаж сайтов, уверены эксперты,  перемена в сознании самарских бизнесменов. Илья Якямсев: «Раньше сайты заказывали только самые инициативные коммерсанты, а сегодня практически любая компания понимает  с помощью web-ресурса можно заработать». Число пользователей Интернета в Самаре растет, и становится все больше заказчиков, для которых сайт не просто дань моде или современная игрушка, а инструмент бизнеса. «За 3 года заметно упал спрос на «сайты-визитки» и повысился уровень интернет-грамотности заказчиков»,  говорит директор интернет-агентства Varnoff Вадим Слесарчук.

Сегодня web-студии, прежде чем взяться за исполнение заказа, пытаются выяснить у клиента, какие именно задачи он хочет решить с помощью интернет-ресурса, так как сайты создаются для разных целей. Это может быть промо-сайт с яркой визуальной оболочкой; интернет-магазин, позволяющий знакомиться с продукцией фирмы и заказывать ее в режиме онлайн; корпоративный сайт, хранящий информацию о компании; портал с интересным содержанием, нацеленный на продажу рекламных площадок, и т.д. По словам Ильи Якямсева, в Самаре вырос интерес к сайтам Intranet для внутреннего пользования сотрудниками и подразделениями компании. Их заказывают крупные корпорации с развитой филиальной сетью для координации деятельности отделений. Первыми заказчиками стали региональные отделения сотовых операторов «Билайн», «МегаФон», МТС, а потом и многие местные компании.

С повышением требований к web-студиям стали более востребованы услуги по обновлению и поддержке существующих сайтов. Директор по развитию web-студии «Онлайн Телеком» Михаил Тригубенко: «Устаревшие и заброшенные сайты приносят на редизайн и полную переделку уже не в первый раз. Заказчики просят привести в работоспособное состояние не только сделанные непрофессионалами web-ресурсы, но и неудачные творения других компаний. Соотношение работ по созданию новых сайтов с нуля и переделке старых 70% к 30%».

Кроме того, с повышением требований заказчиков начали успешно продаваться ранее непопулярные услуги, смежные с web-разработкой. В частности, реклама в Интернете: контекстная на поисковых системах (например на «Яндексе» или Google) и баннерная на локальных ресурсах. «Число заказов увеличилось в несколько раз. Раньше мы планировали и запускали 3-4 рекламные кампании в год, а теперь  около двух десятков. Размещения баннеров на ресурсах типа rbc.ru пока единичны, но это связано с тем, что аудитория сайта не региональная, а общероссийская. При этом затраты большие  тысячи долларов в месяц за баннер»,  заявил г-н Тригубенко. Начались продажи интернет-технологий для мобильных телефонов. В первую очередь в Самаре ими заинтересовались СМИ. Этим летом ГТРК «Самара» рекламировала услугу по пересылке новостей через SMS. В скором времени, как стало известно «ДК», WAP-ресурс может появиться и у газеты «Самарское Обозрение». Илья Якямсев полагает, что следующий шаг в этом направлении будет сделан с внедрением технологии RSS-reader, позволяющей принимать на телефон обновления сайтов без загрузки браузера  это значительно экономит трафик и деньги.

Крупнейшие заказы могут забрать московские студии

Рост требований со стороны клиентов может сыграть против самарских web-студий. Крупные заказчики, например банки, сталкиваются с тем, что в Интернете конкурируют не только с регионалами, но и с федеральными кредитными учреждениями. И сайты московских структур нередко обгоняют web-ресурсы, созданные региональными студиями, по качеству и эффективности продвижения. Поэтому самые крупные заказы достаются разработчикам из Москвы. Ведущий специалист по бренд-аудиту и оптимизации операционной деятельности ЗАО АКБ «Газбанк» Павел Власов: «Требования банков к web-студиям растут, так как серьезный стимул для развития сайтов  это конкуренция со стороны московских разработчиков, создающих общероссийские ресурсы для федеральных банков».

Соучредитель web-студии TurboMilk Дмитрий Жуков полагает, что самарским разработчикам web-систем не хватает мастерства при создании концепций и проектировании сайтов, поэтому большинство работ остаются однотипным набором страничек со структурированной информацией: «Через 2-3 года самарские разработчики поймут: сайт не сумма картинки и CMS, а целостная сущность, которую нужно придумать и воплотить. Если у нас это и делается, то не в достаточных масштабах, поэтому такие крупные и дорогостоящие проекты, как «Губернский информационный портал», «Портал органов местного самоуправления Тольятти», сайт группы «СОК» и другие, осуществляли столичные компании»,  говорит г-н Жуков.

Его мнение косвенно подтверждает Павел Власов: «Как правило, клиент становится инициатором качественного роста web-студий. Местным студиям не хватает понимания специфики бизнеса заказчика. Они должны научиться предлагать клиенту готовые решения и лучшие отраслевые практики».

Одна из причин возможного отставания местных web-студий от московских невозможность оплачивать услуги квалифицированных специалистов. Самарские бюджеты на создание сайтов намного меньше московских, поэтому удержать специалиста непростая задача для руководителя студии. Осознав свой потенциал, такой специалист уезжает в Москву на зарплату в $1,5 тыс. в месяц и более.

Директор интернет-агентства Varnoff Вадим Слесарчук: «Многие организации не готовы платить за функциональные сайты. Поэтому работает огромное количество небольших web-студий, выполняющих дешевые заказы, и ограниченное количество крупных» .

Сегодня на рынке не хватает квалифицированных кадров, особенно специалистов по проектированию сайтов и графическому оформлению. Директор web-студии Dominion Александр Кушпель: «Таких специалистов вузы не готовят, а опыт работы большинства студий и их сотрудников составляет 1-3 года». По данным сайта Job.ru, среднесуточная потребность в специалистах сферы интернет-технологий в Самаре составляет 90 вакансий. По мнению Дмитрия Жукова, тяжело найти и привлечь на постоянную основу хороших дизайнеров. Вадим Слесарчук полагает, что не хватает и специалистов по продаже web-услуг. Директор компании «Интернет-Элит» Роман Булатов считает, что нужны системные администраторы для сопровождения сетевых серверов, но ценные кадры уезжают в Москву.

Кадровый фактор может стать определяющим в дальнейшем развитии рынка. Региональные компании, не имея возможности собрать у себя опытных специалистов во всех отраслях, удерживают тех «звезд», которые есть, и делают в своей работе упор на их специализацию. Тенденция к этому наметилась уже давно. Александр Кушпель: «Появляются компании, основным направлением деятельности которых становятся автоматизация бизнес-процессов, интернет-маркетинг, сайты низкой ценовой категории и т.д.». Dominion, к примеру, известен дизайнерской работой и поэтому чаще всего разрабатывает имиджевые сайты. Компания VDcom использует стандартизированные программные разработки, «заточенные» под банки. Webpuzzle практически каждый интернет-ресурс интегрирует с 1С и т.д. Часто web-студии подталкивают к специализации сами клиенты, которые соглашаются работать с компаниями, выполнившими заказ для конкурентов и уже разобравшимися в специфике бизнеса. Например, VDcom выполнил ряд заказов для самарских банков, а «Онлайн Телеком»  для магазинов мебели.

При этом развитие компаний может уходить и в сферу смежных услуг. Николай Никульников прогнозирует рост объема рынка web-разработок к 2009 г. по крайней мере до $500 тыс. в месяц, а с учетом продаж смежных услуг (в частности интернет-рекламы)  до $1 млн ежемесячно.

детали
Цены на сайт диктует разработчик
Себестоимость изготовления web-сайта складывается в первую очередь из затрат на привлечение грамотных специалистов. Основными «рабочими лошадками» разработки выступают дизайнер (визуальное оформление) и программист (техническая сторона сайта и система управления содержанием, CMS). Кроме них в проекте могут быть заняты web-верстальщик (совмещение дизайна и CMS) и контент-менеджер (текстовое содержание сайта). Задачи по взаимодействию с клиентом, выяснению его потребностей и предпочтений, превращению их в техническое задание, а затем в готовый продукт стоят перед менеджером проекта. В процессе может быть задействован и сейлз-менеджер, который нашел клиента.
Суммарные расходы на создание web-ресурса в большинстве случаев не превышают $500-$1,5 тыс., не считая расходов на содержание офиса. Если проект сайта сложный и требует дополнительного привлечения дизайнеров или сторонних организаций, его себестоимость может резко возрасти.
На практике расценки web-студий не всегда соответствуют реальным затратам. Большинство опрошенных «ДК» самарских девелоперов называют цифру в $1,5 тыс. как минимальную цену разработки сайта. Предпочтительная цена при этом колеблется от $34 тыс. до $10 тыс. и более в зависимости от сложности проекта. Ряд участников рынка полагают, что расценки, которые их конкуренты заявляют для СМИ, несколько завышены. «Хотя некоторые компании и говорят, что у них минимальная цена сайта $3-4 тыс., на самом деле все работают примерно за $2 тыс.»,  заявил директор по развитию web-студии «Онлайн Телеком» Михаил Тригубенко. «Весь рынок работает по принципу «сколько сможет заплатить заказчик»,  признается Дмитрий Жуков. «Иными словами, цена зависит от того, насколько хорошо хочется жить сотрудникам web-студий и насколько хорошо они умеют продавать свои услуги»,  резюмирует г-н Жуков.

детали
Самаре не интересна узкая специализация
Помимо лидеров рынка и основной массы небольших студий, в Самаре и области есть ряд фирм, практически не связанных с местными потребителями услуг, например Webmercs, Ringo-Web, TurboMilk и другие. Они ориентированы на зарубежных и столичных заказчиков, которые могут заплатить больше, чем региональные. Большинство этих компаний возникли как подразделения иностранных или иногородних компаний, позднее отсоединившиеся от головной структуры. Такие фирмы есть во всех сферах IT-технологий и представляют собой форму «утечки мозгов». Поскольку IT-продукт не требует значительных затрат на транспортировку, его выгодно производить там, где есть сравнительно недорогие интеллектуальные ресурсы. Поэтому развитые компьютерные компании делают отделы разработки в регионах, а продают программное обеспечение в столице. При распаде таких корпораций их удаленные отделения превращаются в самостоятельные компании. Их сотрудничество с местным бизнесом чаще всего не складывается из-за сравнительно высоких цен, базы более конкурентоспособных заказчиков за пределами города и по другим причинам. Кроме того, часть иногородних заказчиков интересует создание не всего сайта, а только небольшой его части. TurboMilk, например, специализируется на рисовании иконок для кнопок интерфейсов web-ресурсов, что не представляет интереса для самарских заказчиков.

Самое читаемое
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
  • Суды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам РоспотребнадзораСуды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам Роспотребнадзора
  • Блогеры спровоцировали «вирусный» спрос на дубайский шоколадБлогеры спровоцировали «вирусный» спрос на дубайский шоколад
  • На набережной Городского пруда в Екатеринбурге восстановят лодочную станциюНа набережной Городского пруда в Екатеринбурге восстановят лодочную станцию
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.