Хороший предприниматель-большая редкость
Тем, кто брал кредиты без оглядки, пора уступить место более расчетливым бизнесменам. Владимир Жуков президент Торгово-промышленной палаты г. Тольятти. МИНУСДумаю, что кто-то воспользовал
Владимир Жуков
президент Торгово-промышленной палаты г. Тольятти.
Думаю, что кто-то воспользовался ситуацией, в том числе люди, близкие к власти. Ведь в чем уроки кризиса? С одной стороны, Россия не сильно втянута в финансовые рынки Евросоюза (мы даже не являемся членом ВТО) и, по идее, должна находиться в особых условиях и наблюдать мировой кризис ликвидности как бы «из окна». Но тем не менее кризис захватил нас по полной программе. Это значит, что он очень выгоден для тех, кто его предвидел и имел свободные деньги к тому моменту, когда котировки акций упали.
Второй вопрос связан со стабилизационным фондом. Раньше было не до конца понятно, зачем он создавался и почему туда уходят средства, так необходимые в экономике. Сегодня ясно, что так делали не зря: когда наступил «черный день», стабфонд сыграл свою роль поддержания банковской системы. Но поскольку механизм распределения средств не был объявлен с самого начала, некоторые правила игры поменяли на ходу. Это и размер застрахованной суммы вкладов населения, и аукционы ликвидности. У одних банков деньги сейчас из ушей лезут, а другим не хватает на погашение паники прибежавшего за своими деньгами населения и выплаты предпринимателям, которые начали переходить на обслуживание в госбанки. Я думаю, что некоторый набор и процедуру экстренных мер нужно было четко прописать с самого начала, еще до кризиса, и подготовить документ, для каких целей может быть использован стабилизационный фонд и каковы для этого процедуры.
Если вернуться от общероссийских проблем к городу Тольятти — здесь случай особый. В отсутствие грамотных инвестиционных программ производственный сектор в городе практически не развивался в последние лет восемь, если не считать строительства то тут, то там торговых центров. Поэтому-то и кризис для нас, для Тольятти, в отличие от Самары, где предприниматели понахватали кредитов, менее болезненный.
Тем не менее компании пошатнутся по всей области. На заемные средства брали не только доходообразующее оборудование и транспорт, но и, например, товары для собственного потребления. Сейчас условия ужесточились, и оказывается, что кредитоспособность у многих недостаточная. В случае дефолта теряешь все, поэтому, когда берешь кредит, надо обязательно рассчитывать на его возврат в любую минуту. И не подписывать договор с банком, если нет «подушки безопасности».
Для Торгово-промышленной палаты как организации кризис проявился в том, что мы теряем выручку. Станет меньше членов — некоторые предприниматели разоряются и закрывают фирмы. Ко мне 2-3 раза в день приходят руководители компаний и говорят: «Все, кранты». Даст «просадку» и основная статья доходов — выставочная деятельность, миссии, обмены. По всем этим направлениям мы ожидаем снижения в следующем году.
ПЛЮС
Хороший предприниматель — такая же редкость, как и хороший скрипач. В последние годы бизнесменов стало очень много, в боссы подался каждый кому не лень, дошло до того, что работать стало некому. Кризис станет этаким волком-санитаром леса и зачистит предпринимательское поле. В ближайший год те, кто зарвались, понабрали без оглядки кредитов, и те, кто не смог грамотно организовать свой бизнес, уйдут с рынка и уступят место тем, кто умеет вести дела более осторожно и расчетливо. А заодно многие предприниматели пойдут наемными сотрудниками — опыт у них есть, причем немалый.
Наконец, я надеюсь, что кризис подтолкнет работающие компании и власти на местах к тому, чтобы решать вопрос с профессиональным обучением сотрудников. Когда сократится потребление, пострадают прежде всего те предприятия, которые выпускают некачественную продукцию, а лидеров продолжат покупать в любых условиях.