ЮНЕСКО обсуждает реноминацию Петербурга
От 34-й сеси Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, только что завершившейся в Бразили, Санкт-Петербург мог ждать плохого.
На предыдущих двух сессиях был сперва поставлен, а затем подтвержден вопрос о внесении города в "черный список" памятников всемирного наследия, находящихся в опасности. Однако угроза миновала: комитет не только не принял жесткого решения, но даже не обсуждал его. Зато обсуждалась перспектива реноминации Петербурга как объекта всемирного наследия, то есть "переучет" уникальных ценностей города. Переоценка, в результате которой площадь охраняемой территории и перечень памятников неизбежно сократятся, была признана целесообразной.
О логике предложения ЮНЕСКО и его последствиях рассказывает в интервью РБК daily вернувшийся с заседания сессии Филипп Никандров, директор британского архитектурного бюро RJRM и главный архитектор проекта "Охта центр".
- Часто ли ЮНЕСКО принимает решения о реноминации объекта всемирного наследия?
- Прецеденты есть. В этом году в ЮНЕСКО представлены уточненные границы Рима как объекта всемирного наследия. Более того, процедура рестроспективной инвентаризации с 2004 года предписана ЮНЕСКО всем объектам, номинированным с 1978 по 1998 год. Петербург - тогда еще Ленинград - был внесен в перечень объектов всемирного наследия в 1990 году.
- То есть решение принято по формальному признаку?
- Нет, оно продиктовано жесткой необходимостью. План-схема, описывающая объект всемирного наследия в Петербурге, готовилась в 1989 году в страшной спешке, за один месяц, и получилась абсолютно безумной! Охраняемая территория в Санкт-Петербурге превышает все мыслимые пределы: в десятки раз больше, чем в Париже, в несколько раз больше, чем в Риме. Прецедентов признания всемирным наследием такого колоссального пространства, в мире больше нет. Беспрецедентно и число памятников, включенных в состав наследия, - порядка 74, из которых многие (как, например фарватеры и пригородные шоссе) получили этот этот статус незаслуженно, а некоторые вообще давно исчезли. Включали по максимуму, надеясь, что "заграница нам поможет". Надежда, кстати, напрасная - ЮНЕСКО не финансирует работы по сохранению памятников.
- Разве плохо, что Петербург признан более ценным, чем прочие города? Если уж так случилось, зачем это менять?
- Мекка с ее храмом Кааба, куда приходят миллионы паломников, не относится к объектам всемирного наследия. Амстердам - город, по образцу которого Петр I строил Санкт-Петербург, - тоже не включен в сокровищницу ЮНЕСКО. Голландцы занесли в объекты всемирного наследия дом художницы Шредер, построенный в стиле архитектурного авангарда в 1924 году, а вовсе не старую часть Амстердама с его каналами и фарватерами. Почему так? Потому что страны-участницы хорошо понимают последствия своих решений. Они понимают, что объект всемирного наследия абсолютно священен. Если мы говорим о площади Святого Петра в Риме или о пирамидах в Гизе, то нам очевидно, что любое новое строительство в таких местах имело бы колоссальный коммерческий успех. Очень привлекательная идея для девелопера - построить отель между двумя пирамидами. Но эту несомненно сакральную для человечества территорию и пальцем нельзя тронуть. И абсолютно такой же "сакральный" статус имеет у нас вся долина Невы, от ее устья в Санкт-Петербурге до крепости Орешек в Шлиссельбурге - 70 км по каждой стороне реки включены в объект всемирного наследия! Это не могло не создать серьезные трудности как Петербургу, так и ЮНЕСКО в его отношениях с Петербургом.
- Вы, конечно, имеете в виду конфликт вокруг "Охта центра"?
- Я имею в виду в целом политику двойных стандартов, которая стала неизбежной для ЮНЕСКО в описанной ситуации. Дрезден был исключен из списка объектов всемирного наследия за строительство моста в охраняемой долине Эльбы. Я, кстати, считаю, что ЮНЕСКО неоправданно заняло непримиримую позицию, решив сделать из Дрездена показательный пример вместо поиска оптимальных решений совместно со страной-участницей. Но сейчас речь о другом: долина Эльбы и долина Невы - равные по статусу территории. А сколько всего было построено в "неприкосновенной" долине Невы с 1990 года! Другая аналогия: ЮНЕСКО выразило протест в отношении "Охта центра", но не заметило строительства на охраняемой территории большого вантового моста с высотой пилонов в 126 метров, что превышает высоту Петропавловской крепости. Без надлежащей реинвентаризации в ходе процедуры реноминации объекта политика по защите всемирного наследия Петербурга просто не сможет быть последовательной и обоснованной.
- Решение о реноминации принято окончательно?
- Резолюция 34-й сессии еще официально не опубликована. Но она не может отличаться от выводов, озвученных в ходе заседания. Реноминация с пересмотром границ была названа первым из двух возможных вариантов.
- Какие действия осуществляются в ходе реноминации?
- Уточняются границы объекта всемирного наследия и его состав, то есть перечень охраняемых памятников. Сейчас в номинационном досье Петербурга значатся, например, Московский проспект, Таллинское, Колтушское шоссе - с какой, спрашивается, стати? Но первый необходимый шаг - это декларация о выдающейся всемирной ценности объекта. То есть Петербургу предстоит дать определение своей уникальности для мира в рамках установленных ЮНЕСКО критериев. Так, в своем номинационном досье Париж определен как "город на реке". Поэтому объектом всемирного наследия там являются только ансамбли набережных Сены на протяжении 6 км, примерно от Эйфелевой башни до острова Ситэ, где расположен Собор Парижской Богоматери.
- Что бы вы отнесли к объекту всемирного наследия в Петербурге?
- В самом городе - только исторический центр, в новых границах объединенной охранной зоны (ООЗ), предложенных КГИОП пять лет назад и закрепленных в правилах землепользования и застройки Петербурга. Плюс отдельными номинациями я бы включил дворцово-парковые ансамбли Царского Села и Петергофа. Что же касается многих других объектов исторического наследия в городе и области, то они, безусловно, ценны, интересны и нуждаются в защите как федеральные или местные памятники. Но, увы, по моему представлению, они не обладают уникальностью во всемирном масштабе. Говорю так, потому что имел счастье воочию увидеть несколько десятков потрясающих объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в разных странах мира.