Законодательство укрепило рынок страхования
Прошедший год для рынка страхования охарактеризовался принятием и вступлением в силу законодательных норм, направленных, с одной стороны, на расширение рынка страхования ответственности в корпорати
эксперты
Денис Давыдов
директор дивизиона «Поволжье» «Группы Ренессанс страхование»
Владимир Золотарев
директор филиала ООО «РГС-Поволжье» — «Главное управление по Самарской области»
Олег Кокорев
владелец агентства «Страховой Советник Кокорев»
Гульнара Ганбекова
заместитель директора самарского филиала СК «РЕСО-Гарантия»
Михаил Игудин
заместитель генерального директора СК «Самара»
Мария Рожина
директор самарского филиала ОАО «Государственная страховая компания «Югория»
Что ожидает самарский страховой рынок в ближайшие 2-3 года?
Как отразилось изменение законодательства на деятельности страховщиков?
За9 месяцев 2007 г. 150 страховых организаций, действующих на территории Самарской области, собрали 6,863 млрд руб. премий, сообщает сайт insur-info.ru. Страховые выплаты составили только 2,88 млрд руб., таким образом в компаниях осталось 3,983 млрд руб. Этот показатель на 5% ниже, чем в прошлом году. Уменьшение сальдированного результата обусловлено, в основном, ростом выплат по традиционно самому доходному виду страхования — добровольному страхованию имущества — на 50%. Выплаты по ОСАГО тоже выросли значительно — на 24%, но, вопреки заявлениям участников рынка, этот вид страхования пока не стал целиком убыточным, напротив, его сальдированный результат даже улучшился на 16 млн руб. Страховщиков не смущает снижение баланса. «По инвестиционной статистике, мировые страховые компании не имеют рентабельности вообще. Они зарабатывают не на продаже полисов, а на инвестиционной деятельности», — уверяет директор филиала ООО «РГС-Поволжье» — «Главное управление по Самарской области» Владимир Золотарев.
Как отмечают эксперты, вступивший в силу с июля этого года закон об увеличении уставного капитала для страховых компаний заметно отразился на работе рынка. Теперь минимальный уставный капитал для универсальных СК должен составлять 30 млн руб., для страховщиков «жизни» — 60 млн руб., для перестраховщиков — 120 млн руб. После вступления в силу данных требований ФССН отозвала лицензии у 133 компаний, работающих в России. В частности, в период с 2006 г.по начало 2007 г. закрылись несколько местных СК — «Тенал», «Нега», «Самакс», а также филиалы федеральных — «Росмедстрах», «Жива».
В этом году продолжилась тенденция федеральной экспансии — выхода московских компаний на самарский рынок. В первой половине 2007 г. в Самаре зарегистрировали и запустили филиалы 5 компаний: «Галактика», «Паритет СК», «НСГ-Росэнерго», «Ростра», «Московская компания медицинского страхования». «АСКО-Фролово» перенесла в Самару из Волгограда головной офис. На данный момент в Самарской области из 150 страховых организаций — только 16 местных. Но на них приходится значительная часть бизнеса — около 28%.
«Страховой рынок Самарской области характеризуется сильными позициями местных страховщиков (в пятерке лидеров 4 местные СК), — отмечает Владимир Золотарев. — Подобное отличие есть лишь у страхового рынка Республики Татарстан. Другие регионы характеризуются доминированием федеральных СК. Например, в схожих с нашей областью по социально-экономическому развитию Краснодарском крае, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской областях, Республике Башкортостан, пятерка СК-лидеров полностью или на 4/5 состоит из крупных федеральных компаний».
Но и в Самарской области развитие филиалов московских компаний — в основном 2-3 крупных игрока, входящих в первую десятку лидеров по России, — постепенно сокращает долю местных компаний: за 9 месяцев 2007 г. она уменьшилась на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это общая тенденция всех регионов. «Все федеральные компании стремятся к тому, чтобы основной сбор премии приходил из регионов, и усиливают там свое присутствие, — уверен владелец агентства «Страховой Советник Кокорев» Олег Кокорев. При этом, как отмечают эксперты, для многих федеральных игроков выход в регионы, это скорее имиджевый шаг, позволяющий повысить капитализацию компании и увеличить цену, по которой в будущем она будет продана.
В этом году наиболее востребованными продуктами были имущественное страхование и страхование ответственности, — сообщила заместитель директора СК «РЕСО-Гарантия» Гульнара Ганбекова. «И в дальнейшем эти виды страхования будут набирать обороты», — добавила она. По словам генерального директора СК «Самара» Михаила Игудина, сегодня активно развиваются некоторые виды страхования ответственности, связанные с осуществлением профессиональной или предпринимательской деятельности — оценщиков, аудиторов, туроператоров и т.п. Рынок для всех этих видов страхования формируют принятые нормативные акты. Пока акты не приняты, страховщики пытаются убедить компании страховаться, чтобы заранее подготовиться к изменению законодательства. Например, с 1 января 2007 г. вступила в силу норма Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которая устанавливает обязательное страхование риска профессиональной имущественной ответственности адвокатов перед своими клиентами. 17 октября во втором чтении обсуждались поправки в закон об аудиторской деятельности, которые тоже предусматривают обязательное страхование специалистов. Обсуждается введение обязательного страхования (в случае отмены лицензирования) и на строительном рынке. По словам директора самарского филиала ОАО «Государственная страховая компания «Югория» Марии Рожиной, сегодня также может быть востребовано страхование ответственности лиц, занимающихся частной охраной или детективной деятельностью, и страхование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, активно страхуются риски, связанные с использованием пластиковых карт.
Эксперты отмечают, что, хотя под действием норм рынок расширяется, этот процесс идет со скрипом. Компании, для которых уже ввели обязательное страхование, чаще всего заключают договор на минимальные суммы, например, страхуют ответственность лишь 1-2 специалистов, а затем оформляют все необходимые документы от их лица, даже если услуги оказывали другие специалисты. Это негативно влияет на имидж страховщиков вместо того, чтобы популяризировать их услуги и связанные с ними ценности — безопасность и комфорт.
Продолжилось развитие рынка автострахования, причем в этом году, как сообщает Владимир Золотарев, увеличилось число проданных полисов КАСКО, которые намного более выгодны для страховой компании, чем полисы ОСАГО. «Большая часть дорогих авто приобретается в кредит, а в этом случае страховка — обязательное требование банка», — отмечает он. Выплаты по КАСКО продолжают расти, так как средняя стоимость авто растет. По той же модели — за счет роста кредитования — развивается страховка квартир и домов. Компании, выстроившие отношения с банками и автосалонами, получают самый большой объем сборов.
Олег Кокорев считает, что налаживание участниками рынка страхования отношений с кредитными брокерами — одна из основных тенденций самарского рынка в этом году. Конкуренция за рекомендации посредников, по некоторым данным, вырастила комиссии брокерам с 20% до 30-40% от страховой премии КАСКО.
Как полагают эксперты, в краткосрочной перспективе на 3 ближайших года предполагается два сценария развития страхового рынка Самарской области: по пессимистичному прогнозу, умеренный рост объема страховых сборов на 10-15% в год, по оптимистичному — рост интенсивный, на 20-30% в год. Увеличение сборов будет происходить за счет розничного сектора и предприятий среднего и малого бизнеса. В маркетинге традиционных продуктов увеличится доля сборов через партнеров — автосалоны и банки. Кроме того, выстраивание систем продаж приведет к тому, что значительно больший объем полисов будут реализовывать посредством прямых продаж. Основным каналом продвижения станет интернет. С ростом объемов рынка доля кэптивных клиентов в корпоративном страховании сократится до 10%.
В случае принятия законодательных норм произойдет активизация рынка страховых брокеров и «страхования ответственности опасных производственных объектов». Последнее вообще может дать мощный импульс развитию корпоративного направления по многим видам ответственности, так как в под определение ОПО, например, попадают все лифты. Здесь возможно развитие кросс-продаж через понятные рыночные взаимоотношения либо активизация тендерных процессов.
В Самарской области продолжится консолидация рынка (по объемам страховых сборов) и сложится окончательный пул ведущих страховых компаний из 20-30 участников. При этом выделится группа из 7-10 лидеров — рыночных операторов и 5-7 — условно-кэптивных, которые запустят стратегии на «рыночный ребрендинг».
Основные изменения в составе участников затронут местных страховщиков. Часть из них пройдет через сделки M&A, а часть — мелкие с некачественным портфелем — уйдет с рынка. Как показывают итоги сложившейся ситуации, для комплексного охвата фактического страхового рынка области и потенциальной емкости вполне достаточно 40-50 страховых компаний. У федеральных операторов, преимущественно розничных, будет происходить дальнейшее расширение областной сети путем покрытия средних и малых городов и населенных пунктов.
dk@dksamara.apress.ru
банки
банки
детали
В этом году «Самара-АСКО» обогнала «Росгосстрах»
Данные о страховых сборах компаний за 9 мес. 2007 г. в Самарской области, млн. руб.
№ | Компания | Совокупные сборы | Место регистрации |
1 | САМАРА-АСКО | 567 | Местная |
2 | РОСГОССТРАХ- ПОВОЛЖЬЕ | 560 | Федеральная |
3 | РЕСО-ГАРАНТИЯ | 356 | Федеральная |
4 | СОК | 311 | Местная |
5 | ЖАСО | 269 | Федеральная |
6 | ИНГОССТРАХ | 262 | Федеральная |
7 | АСТРО-ВОЛГА | 257 | Местная |
8 | ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ | 230 | Федеральная |
9 | ЮГОРИЯ | 228 | Федеральная |
10 | САМАРА | 206 | Местная |
Источник: www.insur-info.ru
детали
Клиенты сориентировались на рейтинги компаний
В 2007 г. заметно повысился интерес к страхованию со стороны клиента. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в текущем году почти каждый второй россиянин воспользовался страховыми услугами, а рост количества пользователей страховых услуг за два года составил не менее 9%. В ходе исследования выяснилось, что в период с 2005 по 2007 гг. доля россиян, пользующихся теми или иными услугами страхования, увеличилась с 37 до 46%.
Наметились изменения и в самих взаимоотношениях участников рынка и клиентов — физических и юридических лиц. «Это проявляется в некотором отходе от первостепенного значения величины страхового тарифа и стоимости полиса и в акцентировании внимания и интереса клиентов на финансовых показателях страховых компаний, — рассказывает гендиректор филиала Росгосстраха Владимир Золотарев. — Большинство клиентов — по нашим оценкам, 50-60% — по-прежнему слабо ориентируется среди операторов рынка, безразлично к страховым брендам, не понимает значения качественных критериев страховых компаний. Но уже заметно увеличение категории клиентов, для которых важна не низкая стоимость страховой услуги, а совокупность качественных характеристик страховщика: рейтинг надежности, величина уставного капитала, величина и структура страховых резервов, развитость инфраструктуры, предложение дополнительных услуг и прочее».