Западные инвесторы не верят путинской приватизации: пусть вкладывается Китай
Программа масштабной приватизации госактивов, объявленная Владимиром Путиным, не воодушевила иностранных инвесторов. Они не верят в обещания и «хотят увидеть все собственными глазами».
Объявленная президентом Владимиром Путиным программа масштабной приватизации госактивов, в том числе пакетов акций государственных компаний, «звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой», и не воодушевила заграничных инвесторов. Об этом пишет Bloomberg. Издание опросило инвесторов, чтобы понять, насколько привлекательны для них российские активы. Оказалось, - не очень.
Не верят обещаниям
«Россия была и остается страной, открытой для иностранных инвестиций, и мы заинтересованы в привлечении новых иностранных партнеров», - заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в минувший вторник, 2 февраля.
Минфин России заявил, что хочет привлечь около 1 трлн рублей ($ 12,5 млрд) инвестиций за счет продажи доли в государственных компаниях в ближайшие два года. Пока нет окончательного решения, что будет продано, но на совещание по приватизации, прошедшее накануне, Путин пригласил руководителей семи госкомпаний — АЛРОСА Андрея Жаркова, «Башнефти» Александра Корсика, ВТБ Андрея Костина, «Аэрофлота» Виталия Савельева, «Роснефти» Игоря Сечина, «Совкомфлота» Сергея Франка и РЖД Олега Белозерова. Однако иностранные инвесторы отреагировали на заявление не слишком активно.
«Я поверю в это, когда увижу своими собственными глазами. Российские власти каждый год говорят о приватизации, но каждый год они находят причины для того, чтобы не проводить ее», — заявил управляющий менеджер Union Bancaire Privee Джон Мансер, имеющей активы на $90 млрд.
Другие инвесторы не считают российские активы привлекательными из-за санкций, наложенных на страну и многие ее компании.
«США и европейские инвесторы будут держаться подальше от приватизационных продаж, даже если цены на акции действительно будут привлекательным, так как они боятся возможных новых санкций», - говорит Сергей Вахрамеев, портфельный управляющий GL Financial, курирующий около $ 100 млн активов.
Кроме того, в управляющих компаниях понимают, что власти собираются выставить на торги предприятия, представляющие стратегическое значение для страны. Речь идет о таких компаниях, как «Роснефть», «Российские железные дороги» и т.д. A это значит, что никто не гарантирует невмешательства российского правительства в дальнейшую работу.
«Мы говорим о компаниях которые очень важны для России и ее безопасности, имеют стратегическое значение. Это значит, что Кремль «рулит» этими компаниями. Я не верю, что иностранных инвесторов устроят подобные условия», — заявил агентству инвест-стратег из Wells Fargo Advisors Пол Кристофер.
Надежда на Китай и «родных» олигархов
Приватизация спорна еще и потому, что наиболее ценные активы России оказались в руках олигархов еще в 1990-х годах. Тогда предприятия продавали по бросовым ценам после распада Советского Союза, и люди становились миллионерами в одночасье. Однако, когда в 2000-м году к власти пришел Путин, он пообещал «уничтожить» всех олигархов. Никто не гарантирует, что и новая приватизация не окончится тем же. В нынешней ситуации интерес к российской приватизации может возникнуть только в Китае и у самих российских миллионеров, что станет весьма символичным, если вспомнить заявление Путина 2000-го года выпуска.
«Первый раунд российской приватизации привел к нерациональному использованию ресурсов и концентрации богатства в руках олигархов, и многое зависит от того, как в России пройдет второй ее раунд, - говорит Джордж Хьюгет из State Street Global Advisors. – Российское правительство могло бы найти покупателей из контролируемых государством корпораций Китая, которые могут быть заинтересованы в этих активах. Это компании, которым нужны ресурсы».
Чего хочет западный бизнес
Сейчас бизнесмены, управляющие международными активами, ждут убедительных доказательств от российского правительства. Они хотят быть уверены в правилах приватизации и в том, что в дальнейшем Кремль не станет вмешиваться в бизнес.
«Мы говорим о компаниях, которые очень важны для экономики и безопасности России, некоторые из этих компаний являются стратегически важными для страны. Не значит ли это, что Кремль будет вмешиваться в их работу?- спрашивает Павел Кристофер, главный международный инвестиционный стратег Wells Fargo Advisors, который в 1990-х годах работал в бывших республиках Советского Союза, привлекающих западных инвесторов к приватизации аукционах. - Я не уверен, что иностранным инвесторам понравится такое положение дел».
А что в России? Эксперты согласны с Западом
Александр Идрисов, президент Strategy Partners Group, в конце прошлого года рассказал DK.RU о российском инвестпотенциале, о том, за счет чего он пока сохраняется и каких решений не хватает российскому правительству.
«Я бы не сказал, что есть какой-то рост интереса со стороны иностранных инвесторов. Роста никакого не произошло, просто сохраняется некоторый уровень интереса. Произошло колоссальное падение, вывод капитала из России, но есть сектора и отдельные территории, в которых сохраняется заинтересованнос
ть», - сказал Идрисов.
Он пояснил, что инвестиционные условия в регионах страны принципиально отличаются.
«Традиционно остаются привлекательными Татарстан, Калужская область, Тульская область, Краснодарский край, отчасти Липецкая область, Белгородская область, Ульяновская область. Это традиционный список регионов, которые за счет административных усилий, эффективности управления, хорошей региональной команды и нацеленности на привлечение инвесторов, сохраняют заинтересованнос
ть инвесторов и привлекают их на свою территорию. На фоне других регионов они отвоевывают инвесторов, потому что регионы конкурируют между собой», - считает эксперт.
Кроме того, нынешний кризис пока не открывает никаких возможностей для иностранных инвесторов. Прежде всего потому, что для этого ничего не делает правительство.
«Я не вижу никаких оснований называть нынешний кризис «точкой роста» для иностранных инвесторов. «Точка роста» наступит тогда, когда мы увидим, что отношение к инвесторам изменилось принципиально. Сегодня такое отношение можно увидеть на примере Казахстана. Казахстан переживает сегодня не лучшие времена, потому что зависимость его экономики от цен на нефть еще больше, чем в России. На Казахстан очень сильно влияет изменившаяся мировая конъюнктура. При этом президент Казахстана садится в самолет и летит к лидерам ключевых государств, которые обладают капиталом. Зачем он туда летит? Он привлекает в Казахстан инвестиции. Он это делает очень успешно. Вы когда-нибудь видели, чтобы наши лидеры ездили и сами собирали деньги для России? Такого не было! Вот это называется «точкой роста»: когда в головах что-то переворачивается
, и лидер национальный говорит: «Слушайте, нам нужен капитал, нам нужны рабочие места, нам нужны счастливые люди, нам нужно, чтобы они работали, а дети росли. Счастье народа – наша основная задача. Мы должны привлечь капитал, потому что счастье начинается с наличия рабочего места». Стоит помнить, что когда нет рабочего места, нет и счастья, нет налогов, нет доходов».
Александр Идрисов заявил также, что пока правительство страны не понимает, что страна «на дне» и скатывается все дальше.
«Российские лидеры на всех форумах говорят, что «скоро отскочит». Есть вера, что кризис закончится, и все пойдет вверх. На чем-то же эта вера основана, может они знают какую-то тайну, которая нам неизвестна», - полагает эксперт.
При этом он говорит, что первой и главной ошибкой сегодняшней власти является то, что не заявлена долгосрочная стратегия. Это должен быть внятный план, в котором объяснялось бы, как страна будет развиваться, какая в ней будет политика, на какие секторы экономики будет сделан упор, какие ресурсы и профессионалы для этого нужны.
«Потенциальный инвестор не должен гадать, во что превратится страна через несколько лет. У нас, конечно, есть отдельные группы активистов, которые выглядят так, как будто им дали немного денег, и теперь они пишут про светлое будущее, но это должно идти со стороны реальной власти. После заявления стратегии у людей появится шанс проголосовать: хотят ли они такого будущего или нет. Повторюсь, сейчас такого заявления нет. Оно держится в тайне, ну либо оно такое страшное, что о нем боятся заявить, а может просто руки до этого не доходят, а может, и не думают об этом», - поясняет Александр Идрисов.
Читайте также: Александр Идрисов: «Точка роста наступит, когда отношение к инвесторам изменится»