Здоровье дорожает
Медицинский туризм процветает, несмотря на кризис. Престижным санаториям даже не пришлось снижать цены: небольшое затишье в спросе на путевки весной полностью компенсировалось летним ажиотажем.
Результаты сезона-2009 сохранятся на уровне прошлых лет, верят руководители турфирм, предлагающих услуги оздоровительного отдыха. Небольшой «провал» в заказах они отмечают весной. Число клиентов, которые бронировали в тот период номера в российских отелях, снизилось на 10-15%, сообщила начальник отдела маркетинга и продаж АНО «Самарское санаторно-курортное объединение» Татьяна Егорова. Но к лету ситуация выровнялась, и сегодня продажа номеров в санаториях практически стопроцентная. Аналогичная тенденция прослеживается и с лечебным отдыхом за рубежом. Весной этого года общий объем проданных путевок оказался на 20% меньше, чем весной 2008 г., говорит генеральный директор туристической компании «Самара-Интур» Елена Сегал. И позиции так же были восстановлены к лету.
Лечение в экзотических странах — еще один вид медицинского туризма. Глава и совладелец одной крупной самарской строительной компании отправился на лечение в Китай, сервис и услуги ему понравились, и то, что стоимость перелета оказалась намного выше самого лечения, его ничуть не расстроило. Елена Сегал рассказывает, что работать с зарубежными клиниками достаточно просто: практически при всех есть свой отдел медицинского туризма, где специалисты готовы рассказать обо всех возможностях клиники: «Зарубежные клиники уделяют большое внимание медицинскому туризму, и, как результат, мы видим: в той же Германии, Израиле лечатся клиенты со всей Европы».
Что касается санаторно-курортного отдыха, то здесь Россия и зарубежье находятся примерно в равных позициях: состоятельные люди не против отдохнуть и в чешских Карловых Варах или немецком Бадене, и у берегов Черного моря, на Кавказских Минеральных Водах или в родном «Волжском Утесе» в Самарской области. Отдых в России нередко выбирают те бизнесмены, состояние здоровья которых делает нежелательными длительные перелеты.
«Волжский Утес», имеющий статус резиденции Президента РФ, успел принять у себя всех трех президентов России — Бориса Ельцина, Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Неудивительно, что проживание здесь может превышать 400 тыс. руб. за 21 день. Впрочем, есть и более «бюджетные» варианты — от $1600 за заезд. Как отмечают игроки рынка, цены на путевки в такие санатории, как «Волжский Утес», «Можайский» и «Самарский», не упали, и это свидетельствует о сохранении спроса на отдых и лечение в них.
К организации работы по направлению лечебного туризма туристические компании подходят по-разному, но все согласны в одном: изучение характеристик санаториев, лечебных факторов, возможностей для оздоровления ложится на плечи операторов. «Мы часто сталкиваемся с тем, что врачи на местах не могут подсказать человеку подход к лечению того или иного заболевания, не способны порекомендовать тот или иной санаторий. Поэтому за такой информацией человек приходит к нам, и волей-неволей мы вынуждены быть профессионалами в этой области», — делится проблемами Татьяна Егорова.
Директор туроператора «Профцентр» Елена Мартыненко рассказывает, что ее компания предпочитает работать без посредников, напрямую с санаториями. Представители оператора постоянно ездят в рекламные туры, чтобы собрать как можно больше информации обо всех предложениях санаториев и уже с полным правом рекомендовать пришедшему со справкой о своем заболевании человеку правильный вид санаторного лечения.
По другому пути пошла компания «Спутник-Гермес», внутри которой были специально созданы отделы внутреннего и зарубежного лечебного туризма, а также свой медицинский центр. Человеку необязательно идти к врачу. Его проконсультируют непосредственно после обращения в турфирму, предложат различные варианты лечения и направят в наиболее подходящие санатории. Этот вариант требует больших затрат со стороны туристической компании, однако позволяет предоставить клиентам более полные услуги и тем самым продать больше путевок.