«Из тысяч проектов ни разу не видел, чтобы планы сходились с реальностью. Все это бумажное многостраничное описалово и километровые таблицы никогда не соответствует реальности».
Обычно, когда речь заходит про инвестиции, считается что инвестиционное решение - это когда толпа людей в костюмах долго что-то считает с умным видом, заказывает кучу исследований у других людей в костюмах, а потом в большой переговорке принимает взвешенное решение, ведущее к успеху в 90% случаев. Ага, конечно, умные люди принимают взвешенные решения.
В реальности, побывав сотни раз с обоих сторон инвестиционного стола, я вижу следующее:
1. В подавляющем большинстве случаев аналитики - это пацаны и странные девушки 22-27 лет, которые готовят бумаги на основе собственных незрелых фантазий о жизни, на основе данных, подготовленных за большие деньги такими же пацанами из других компаний. Взрослые люди, которые хотя бы немного посмотрели на жизнь, к 30 этим ментальным онанизмом уже не занимаются, потому что либо превращаются в ЛПР, либо уходят заниматься чем-то совсем другим. В основе любого инвестиционного решания лежат юношеские выводы на основе данных, полученных непойми кем непойми как.
2. Инвестрешения могут занимать очень много времени, потому что есть неопытность и страх. Владельцы капитала долго думают потому что учатся, управляющие долго "думают" потому что собирают достаточное для прикрытия своей нежной жопы количество документов, подготовленных пацанами. Тонны аналитики и длинные документы никто никогда не читает, но они должны быть, потому что "ну не можем же мы принять решение на основе одного листа А4". Если человек владеет деньгами и знает что хочет, то решение принимается за сутки. А учиться и размышлять можно вечно, это проекта это не зависит.
3. Факты - это то, что проверено статистически на практике. 90% информации, на которую опираются люди - это их мысли и гипотезы относительно предмета. Если все думают, что в какой-то отрасли нет перспектив, то денег туда нереально найти не потому, что там нет денег на практике, а потому что все так думают. Опираться на общепринятые факты и мнения можно, если надо быстро продать что-то лохам, но если строится что-то устойчивое на годы, то придется копать глубже и опираться на что-то фундаментальное и предсказуемое.
4. Заявители заблуждаются, а аналитики на основе их заблуждений и непроверенных фактов делают выводы. Свои данные собирать лень же всегда, да и проверять большая морока.
5. Заявители врут. Редко, но бывает. Обычно - заблуждаются.
6. В любом бизнесе есть гипотезы и события, достижение или недостижение которых качественно влияет на финальный результат. Нашли канал продаж или нет. Подписали договор со стратегом или нет. Заработал прототип или нет. Удалось найти опытного управленца или нет. И это даже не "черный лебедь", это просто предсказуемая развилка с непредсказуемым результатом.
7. Анализ сильно зависит от текущего состояния организма анализирующего. Не выспался, болит голова, с бодуна, ПМС, проблемы в личной жизни - результат анализа будет другим. После обеда шансы получить денег выше. Первая и последняя встречи за день запоминаются лучше. В праздники подумать можно адекватнее. После прошлого успеха шансы получить денег у этого инвестора растут.
8. Анализ зависит от прошлых анализов - в потоке слабых проектов средний проект будет звездой, в окружении сильных - аутсайдером.
9. Личный фактор. Основатель проекта похож на злодея из кино? Плохо. Аналитик гей, а ты женщина - плохо. Аналитик - неудовлетворенная женщина, а ты похож на ее бывшего - плохо. От тебя плохо пахнет - плохо. Ты некрасив, толст, волосат, не по формату одет - плохо. Ты веган, триатлонец, пастафарианец - вообще жесть. А может и наоборот - личный фактор же, хер угадаешь.
10. Компетенции аналитика. Дилетант не поймет проект выше своей компетенции. Вернее поймет, но не так, как ожидается. Равная компетенция может родить злость, досаду, конкуренцию, непонимание. Высокая компетенция выше вызывает жалость, презрение, желание продавить собственное стратегическое видение и нежелание тратить время на детский сад.
Ну и самое главное - будущее непредсказуемо. Из тысяч проектов ни разу не видел, чтобы планы сходились с реальностью. Все это бумажное многостраничное описалово и километровые таблицы никогда не соответствует реальности. Видел только, что сильные команды подстраивались под реальность каждый день, чтобы выжить и сохранить темпы роста.
Горизонт необходимого планирования - 10 лет. Предположим, мы с вами сейчас в 2006 году, и пытаемся спрогнозировать доходность и стратегию инвестиционного проекта до 2016 года. Для этого нам с вами нужно знать, что случится, например:
- президентом станет Медведев, а потом снова Путин
- случится два мировых кризиса, Южная Осетия, Украина и Крым
- Олимпиада
- цены на нефть, курс доллара
- будет создано РВК, Роснано
- появится iPhone, iPad, мы всерьез начнем рассуждать когда появятся беспилотные авто
и т.д.
Легко же было все это предсказать, да?
Все, что нужно для принятия решения - это адеватная (лично для меня), энергичная (голодная и трудолюбивая) и опытная (уже с результатами) команда, которая имеет высокую (от 300% к себстоимости) маржу на большом (миллиарды долларов в год только в РФ) рынке с реалистичной (повторяемой, полезной людям и долгосрочно никуда не денушейся базой) бизнес-моделью. Это все можно узнать за день из одного разговора и за пару звонков. А дальше просто помогаешь по дороге и надеешься, что ребята сами разберутся. А если не разберутся и это видно с самого начала, то это либо не инвестиции, а соавторство, либо вообще им денег не надо давать.
Орфография и пунктуация автора сохранены