— Материалы проведенной проверки убедительно доказывают, что объемы сборов в бюджет напрямую зависят от состояния законности, профессионального уровня работы государственных, муниципальных органов
— Материалы проведенной проверки убедительно доказывают, что объемы сборов в бюджет напрямую зависят от состояния законности, профессионального уровня работы государственных, муниципальных органов по управлению имуществом.
Только выборочными проверками КРУ Минфина РФ в 1998 году установлено, что в результате незаконного и нерационального использования государственной и муниципальной собственности бюджет области недополучил в прошлом году 13646,2 тыс. руб. По-прежнему органы местного самоуправления принимают незаконные акты, предусматривавшие перечисления бюджетных средств на счета комитетов по управлению имуществом. (Такие факты были вскрыты в Качканаре, Асбесте, Алапаевске, Екатеринбурге, Н. Тагиле.) В ряде муниципальных образований принимались незаконные нормативные документы, предусматривавшие неправомерные способы приватизации (г. Первоуральск), распоряжение объектами, не закрепленными в муниципальной собственности (г. Камышлов), сдачу в аренду муниципального имущества лицами, не наделенными законными полномочиями (г. Березовский), и т.д.
— В каждом городе области есть федеральная собственность. Как ею распоряжаются местные органы власти?
— Незаконная практика распоряжения федеральным и областным имуществом укоренилась, например, в Екатеринбургском комитете по управлению муниципальным имуществом. Так, с нарушением 11 нормативных актов РФ ЕКУГИ был оформлен выкуп федерального имущества, сданного в аренду проектно-строительному кооперативному предприятию “Свердловский ДСК”. Незаконная приватизация повлекла многочисленные жалобы работников домостроительного, затянувшийся судебный спор и угрозу ликвидации стабильно работавшего предприятия. В результате превышения полномочий ЕКУГИ по распоряжению федеральным имуществом государством была фактически утрачена “золотая акция”, предусмотренная планом приватизации государственного предприятия “Уралчерметавтоматика”. Сейчас проведена дополнительная эмиссия акций АО “Уралчерметавтоматика”, и контрольный пакет выкупила люксембургская компания “Аксон”. Наряду с этим в ходе проверки выявлены факты незаконной сдачи в аренду городским комитетом 5 объектов областной и федеральной собственности.
— Долгое время между екатеринбургскими городскими властями и областью идут споры о праве собственности вокруг зданий-памятников истории и культуры...
— Распорядитель этого имущества на территории области и единый балансодержатель — Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры (НПЦ). Но, к сожалению, некоторые решения на муниципальном уровне принимаются без согласования с Центром, среди них есть и решения о сносе зданий-памятников. Так, прокуратурой Верх-Исетского района Екатеринбурга возбуждено уголовное дело по факту разрушения здания, расположенного по пр. Ленина, 11-б, прокуратурой Ленинского района по тем же основаниям возбуждено дело по факту повреждений памятника архитектуры на ул. Добролюбова, 3.
Еще больше проблем в отношениях между комитетами по управлению госимуществом и арендаторами нежилого фонда: есть прецеденты неверного заключения договоров аренды и занижения платы за аренду государственного и муниципального имущества. Весьма распространенный метод — освобождение от арендной платы на сумму ремонтных работ, в ряде случаев территориальные бюджеты вообще теряют деньги от арендных платежей, от которых арендаторов по разным причинам освобождают — в итоге не перечисляется и налог на добавленную стоимость в федеральный бюджет.
— Судя по отчетам ЕКУГИ, собираемость арендных платежей в Екатеринбурге на протяжении ряда лет держится на рекордно высокой отметке — порядка 90%. Характерно ли такое положение для других муниципальных образований, чтут ли там арендаторы Гражданский кодекс?
— Действительно, высокий процент поступлений арендных платежей в горбюджет Екатеринбурга — заслуга эффективной претензионно-исковой работы ЕКУГИ. С середины 1997 г. комитетом было предъявлено 208 исков в арбитражный суд (столько же, сколько всеми остальными комитетами по области). В других городах положение совсем иное: за пользование муниципальным имуществом в прошлом году платежи вносились арендаторами несвоевременно. По данным налоговых органов, в большинстве городов и районов области задолженность по арендной плате перед местными бюджетами составила более 12 месяцев.
Серьезной проблемой остается нецелевое использование государственного и муниципального имущества. Подобные факты носят массовый характер в крупных городах области. В соответствии со статьями 295, 296 ГК РФ недвижимое имущество государственных, муниципальных предприятий и учреждений может передаваться в аренду исключительно с согласия собственника. Вместе с тем, только в Екатеринбурге в 1997-1998 гг. контролирующими и правоохранительными органами выявлены сотни фактов размещения арендаторов вопреки этим требованиям закона и без перечисления в бюджеты арендной платы. Примером может служить незаконно сдаваемое в аренду здание, закрепленное в хозяйственном ведении института “Уралгипропромсельстрой”: начиная с 1994 г. 28-40% его площади занимают сторонние арендаторы, причем, в течение двух лет помещения сдавались в аренду без заключения каких-либо договоров и вообще... бесплатно. В 1997-1998 гг. из 10 арендаторов 9 заключили договоры с институтом, одна фирма — с СОКУГИ. По оценке специалистов КРУ, в результате такой “деятельности” федеральный бюджет понес убытки в сумме 293,6 тыс. руб., областной недополучил 1448,7 тыс. руб. 26 незаконных арендаторов размещены в здании по ул. Ленина, 50а (балансодержатель — “УралНИИпроект”). Без согласия СОКУГИ сдано в аренду 75,3% площадей, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Уральским НИИ Академии коммунального хозяйства в здании по ул. 8 Марта, 205 (потери бюджета оцениваются более чем в 400 тыс. руб./год)...
— Какие меры предпринимаются для того, чтобы предотвратить подобные нарушения?
— Органами прокуратуры внесено 80 протестов и представлений; по требованию прокуроров арендаторами добровольно перечислено в бюджеты 516 тыс. руб., заключено и перезаключено 58 договоров, расторгнуто 17 договоров аренды; органами прокуратуры подготовлено 76 исковых заявлений о взыскании в бюджеты задолженности по арендным платежам, убытков на сумму 31 млн руб., признании сделок недействительными, возбуждено 3 уголовных дела, 12 административных производств, отменено 10 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и прекращении уголовных дел. По ряду материалов проверка еще продолжается.
Беседовала Любовь СИТНИКОВА.