«Западные страны еще 30 лет назад поняли: если не привлекать рабочую силу извне, то экономического развития не будет». Политолог Кирилл Рогов* о том, какие проблемы придется решать России в будущем.
На лекции «Будущее России в развивающемся мире», которая проходила в Ельцин Центре, политолог Кирилл Рогов* обозначил главные политические и экономические проблемы России и пути их решения.
Культ личности
— У нас большая проблема с политическим устройством в России. В нашей стране организации устроены по личностному принципу: министерство сильное, когда у него есть сильный министр, область становится сильной, когда в регион приходит сильный руководитель. А что значит — сильный руководитель? Это значит, что у него есть связи и он выстраивает систему межличностных отношений. То есть формируется патрональная политическая система. Это одна из ключевых проблем общества, в котором мы сейчас оказались.
Локация ресурсов
Поскольку индустриализация в России была не рыночная, а централизованная, то в 1990-е гг. обнаружилось, что одну какую-то отрасль экономики обслуживают три крупнейших предприятия. Казалось бы, три предприятия — мелочь, но на них приходится 80% производства продукции. Это готовая монополия, с которой ничего не поделать, потому что комбинаты уже построены, и их не распилишь. У нас целые города и районы завязаны на такие предприятия, и когда заводы останавливаются, то рабочей силе некуда податься и никто не получает зарплату.
Нефть
Нефть сильно исказила ту траекторию развития России, которая у нас могла бы быть. Если бы нефти не было, то худо-бедно мы бы оставались в рамках незрелого плюрализма, который был у нас в 1990-е. В 2000 г. возникла нефтяная история, которая резко изменила и экономику, и политику. При этом у нас было два нефтяных бума, этот факт мы как-то упускаем. Первый продлился до 2008 г., о нем много говорят, но пиковые цены на нефть все-таки пришлись на 2010-2014 г. — второй нефтяной бум. И больше всего денег мы получили от нефти не с 2000 по 2008 гг., когда экспорт нефти принес $2,2 трлн, а именно во второй промежуток, когда страна заработала на экспорте нефти $4,1 трлн.
Нефтяная ловушка, в которую попала Россия, показывает нам, что до 2008 г. цены на нефть росли — экономика страны росла на 6,9%, а вот с 2010 г. цены на нефть снова были огромные, а экономика стала сильно замедляться, прирост составляет теперь только 0,5% в год.
И мы действительно находимся в затяжной стагнации, потому что, если посмотреть, то сегодняшний показатель ВВП России не отличается от показателей 2008 г. Сейчас сложилась такая ситуация, что денег в экономике много, но она не поднимается. В итоге у нас растет не рыночный сектор, а объем распределения средств государством.
Это привело к тому, что бизнес в России теряет позиции, а государственные структуры процветают.
Если мы вспомним анекдоты про милиционера и бизнесмена 1990-х, то там всегда бизнесмен — это богатый и преуспевающий человек, у которого много денег, а милиционер — это бедный человек. Сейчас все по-другому. Прокуроры и следственный комитет — вот кто стали элитой общества. Они ездят на дорогих машинах, у них есть деньги, а бизнесмены перебиваются с пятого на десятое.
Когда зависимость от нефти станет меньше или цены сильно упадут, экономике придется искать пути развития.
Концентрация экономики
У нас чудовищное распределение ВВП. В 1999 г. оборот 50-ти крупнейших компании России был равен 20% ВВП. А в 2013 г. — уже 45% ВВП.
Сегодня оборот 50-ти крупнейших компаний равен половине ВВП России.
Эта ужасная концентрация в экономике, безусловно, связана с текущей политической структурой. Это проблема решится, когда изменится политическая система.
И мы видим, что изменения уже начали происходить. В окружении Владимира Путина появляются новые люди с новыми идеями. По-разному можно оценивать этих персон, но, тем не менее, движуха уже началась.
Проблема демографии
В России плохо дела обстоят с демографией, у нас стареющее население. И варианты решения этого вопроса повлияют на экономический рост в будущем.
Здесь нам нужно посмотреть на Китай. В 1970-е гг. у китайской элиты были панические настроения, потому что они осознали, что население страны настолько велико, что его невозможно прокормить. В следующие тридцать лет Китай научился свою проблему продавать другим странам. Именно огромное количество бедного населения стало самым главным преимуществом Китая и позволило ему совершить гигантский прыжок вверх. У России тоже есть проблема, которая может стать конкурентным преимуществом — в стране невероятно много территорий.
У нас, например, есть Алтайский край, где прекрасные земли, отличный климат, где растет пшеница гораздо лучше египетской и краснодарской. И вот там, на территории в половину Польши, живет всего 2,5 млн человек.
Если бы Россия смогла привлечь 20-30 млн человек мигрантов, то это помогло бы стране совершить такой же рывок, какой совершил Китай.
Это ведь не только рабочая сила, это и увеличение емкости рынка. Людям нужно будет чем-то питаться, носить какую-то одежду и т.д. Мы все уже должны понять, что приток мигрантов является важнейшим условием для того, чтобы Россия начала развиваться. Западные страны еще 30 лет назад поняли: если не привлекать рабочую силу извне, то экономического развития не будет. Кто-то скажет, что у нас своего безработного населения хватает. Но тут нужно понимать одну вещь: мигранту очень нужно заработать, а человеку, который здесь родился и ленится, видимо, нет.
* - выполняет функции иностранного агента