Российский рынок загородной недвижимости развивается по заграничному сценарию, где люди после работы в центре уезжают в собственный дом. Однако развитие это идет не самыми быстрыми темпами.
DK.RU публикует вторую часть круглого стола, посвященного развитию рынка загородной недвижимости в период пандемии. В первой части участники обсудили, как изменился спрос на коттеджи и дома за городом после объявления карантина, какие материалы выбирать при строительстве и можно ли отличить поселок класса «элит» от «бизнес».
Вторая часть дискуссии посвящена маркетинговым инструментам, которые помогают удерживать спрос на загородную недвижимость, банковским инструментам, способным поддержать покупателей коттеджей и строителей, а также прогнозам рынка на 2020-й год.
Банки не понимают, что земля имеет ценность
С 1 января 2020 г. и до 2024 года в России начала действовать масштабная национальная программа по развитию сельских территорий. Одно из направлений госпрограммы — льготное кредитование по ставкам от 2,7% годовых. Чтобы получить «сельскую ипотеку», необходимо, чтобы выбранный объект попадал в определенный список территорий, указанных в программе.
Как только новость о новой льготной программе разлетелась в сети, люди начали активнее интересоваться загородной недвижимостью. Однако оказалось, что выполнить условия банков практически невозможно, говорит Александр Харисов, директор архитектурно-строительной компании «Юнит».
Вопросов к «сельской ипотеке» действительно много. Сама программа развития сельских территорий рассчитана на пять лет. Как правило, люди берут ипотеку на более длительный срок, и как будет пересчитан график платежей, пока не очень понятно, добавляет Екатерина Бездомова, исполнительный директор представительства завода «ТЕКОЛИТ» по УрФО.
Вадим Шамшурин, исполнительный директор ассоциации «Палникс групп», отметил, что банкам в принципе не понятен такой продукт, как загородная недвижимость.
Эдуард Богданов, вице-президент Уральской палаты недвижимости полностью согласился с предыдущим спикером и добавил, что в настоящее время у строительных организаций, специализирующихся на загородной недвижимости, нет никакой возможности эффективно взаимодействовать с банками.
Welcome to dacha
Карантин и объявленный в регионе режим самоизоляции стали лучшим pr-ходом для продвижения идеи жизни за городом. Участники круглого стола не использовали дополнительные маркетинговые инструменты для продвижения своих продуктов и при этом ощутили значительное увеличение спроса на свои объекты. Загородная недвижимость начала наконец-то конкурировать с городом, отметил Алексей Зырянов, руководитель департамента продаж ALD Company.
Еще один способ повысить привлекательность загородной недвижимости в глазах потенциального покупателя — честность и знание его запросов. Клиент должен видеть, на какие материалы и работы идут его деньги.
Мы поняли, что многие люди не хотят строиться долго, поэтому вывели на рынок новую услугу. Год назад минимальный срок строительства дома под ключ составлял полгода. Теперь технология изменилась, и мы можем построить небольшой одноэтажный дом за 2-3 месяца. Популярность продукта «Юнита» помогает поддерживать качественное проектирование. Мы хорошо делаем чертежи, причем в комплексе с ландшафтным благоустройством. Вообще клиент проходит с нами большой путь — примерно год/полтора, пока идет проектирование. В процессе мы возим его по объектам, которые строим, показываем те или иные дома вживую. У людей увеличивается доверие, а у нас — конверсия заключенных договоров из проектирования в стройку. А еще мы выступаем за честное ценообразование. Люди начали разбираться в чертежах и сметах. Клиенту надо расписывать в смете все вплоть до последнего гвоздя, и в дальнейшем этот гвоздь реально привезти, — говорит Александр Харисов.
Поддерживать спрос на коттеджи в «Палниксе» в период пандемии решили другим способом. Представители компании сравнили цены на готовые таунхаусы и свои дома. Оказалось, что их стоимость сопоставима. При этом в случае с таунхаусом покупатель получает всего 3-4 сотки земли, в загородном поселке — в 4-5 раз больше.
Один из рекламных слоганов, который мы хотим использовать — дом по цене таунхауса. Понятно, что таунхаус на вторичном рынке отдается уже с мебелью, с отделкой, с ландшафтным дизайном, но и земли там примерно 3-4 сотки, у нас — в среднем 15. Да, мы не делаем внутреннюю отделку, но клиент сам сделает, как ему надо. У наших земельных участков тоже есть выгодное преимущество — мы предлагаем участок в собственность со всеми необходимыми коммуникациями. Да, цена сотки 600 000 рублей, но покупатель может не дожидаться, пока закончится аренда, — рассказывает Вадим Шамшурин.
А дальше что?
Рынок загородной недвижимости будет развиваться и дальше. Люди хотят жить в комфортных условиях, а не ютиться на маленькой кухне. Ситуация с коронавирусом обнажила все достоинства загородных домов и добавила оптимизма застройщикам.
Волна спроса на загородку, которая начала подниматься сейчас в связи с коронавирусом, будет высокой, но короткой. Благо, дефицита на рынке нет. Желаю всем эту волну поймать, — так резюмировал свое выступление Алексей Зырянов, руководитель департамента продаж ALD Company.
Прогноз на будущее от Александра Харисова получился более сдержанным:
К концу года, думаю, по количеству заключенных договоров мы выйдем на те же показатели, что были и в прошлом году. Не ожидаю каких-то особых всплесков, но и падения тоже не будет. Главное, есть интерес есть со стороны людей, которые в связи с карантином решили переехать за город. Что касается непосредственно стройки, то можно смело сказать, что год будет активным. Уже сейчас мы набираем проектировщиков, расширяем отдел. Это станет хорошим заделом на 2021 год, — говорит спикер.
Осознание всех плюсов жизни за городом никуда не денется и после снятия режима самоизоляции, уверена Екатерина Бездомова:
Спрос на загородную недвижимость сохранится и после того, как жизнь вернется в привычное русло. Ситуация, в которой мы с вами оказались, показала: люди не готовы к долгой стройке, им надо здесь и сейчас. Это осознание подтолкнет рынок к изменениям.
Финальное слово взял Эдуард Богданов. Вице-президент УПН отметил, что участники круглого стола — успешные люди, у которых есть качественный, продуманный продукт. Таких локаций и предложений рынку действительно не хватает, поэтому точки роста у представителей рынка загородной недвижимости есть.
Конкуренция среди загородных поселков не очень высокая. Если вы захотите найти поселок вблизи города с достаточно развитой инфраструктурой, вам надо будет сильно покопаться в предложениях. Концептуально продуманные проекты будут развиваться хорошо, вне зависимости от ситуации на рынке. В конце хотелось бы добавить: в развитых мегаполисах, за рубежом, большинство людей работает в центре, а живет за городом или на его окраинах в комфортном индивидуальном или малоэтажном жилье. Думаю, что и наш город развивается в этом направлении, — резюмировал Эдуард Богданов.
Если у вас остались вопросы к спикерам круглого стола, вы можете задать их в форме ниже.