«Наиболее пострадали страны, где власти неправильно расставили акценты — ориентировались на летальность от Ковида, а не на перегрузку им системы здравоохранения».
Евгений Ющук, директор компании «Маркетинг рисков и возможностей»:
— Отвечу на три популярных сейчас вопроса:
1. Почему и в России, и в Европе начали смягчать карантинные меры?
2. Почему глупости говорят те, кто заявляет: «Вот видите, Беларусь и Швеция живы-здоровы, фигня ваш этот вирус, это сказки, никто не вымер»?
3. Что будет дальше?
***
Наши власти (как, впрочем, и все остальные, включая шведские), уже все объяснили. Наши — вчера, шведские и европейские — чуть раньше.
Ковид опасен не тотальным вымиранием населения (хотя летальность при нем в 10 раз выше, чем у сезонного гриппа). Он опасен перегрузкой здравоохранения из-за одномоментного поступления большого количества больных.
И дело не в «оптимизации» здравоохранения, а в том, что пандемические инфекции потому и пандемические, что кладут в коллапс любую систему здравоохранения. Куба, вон, не «оптимизировалась», а карантин была вынуждена вывести, включая остановку всего транспорта.
Поэтому все страны ввели карантинные меры разной степени выраженности.
Наиболее заметные из этих мер — прекращение массовых мероприятий и введение социального дистанцирования.
И в Швеции тоже так. Шведские санитарные власти прямо говорят: «Да, у нас мягкий карантин». И граждане это подтверждают (многие — с тревогой, что он слишком мягкий, кстати).
При этом в мире есть очень широкий диапазон карантинных мер. Например, Вьетнам ввел жесточайший карантин и задушил распространение инфекции в самом начале. Япония ввела мягкие ограничения (как и Швеция, и Голландия). При этом Швеция пока удерживается от коллапса, но у нее резерв коек 10%.
Беларусь начала позже других, к чему придет — посмотрим. Лукашенко риторику существенно поменял с «катайтесь на тракторе» на «мы же не отрицаем, просто пока справляемся, дайте нам компьютерные томографы».
Голландия и Великобритания не смогли удержаться и были вынуждены ввести жесткий карантин. Япония не так давно ввела Чрезвычайное положение в ряде префектур, но не везде.
Наиболее пострадали те страны, где власти, подобно многим нашим недалеким согражданам, акценты расставили неправильно — ориентировались на летальность Ковида, а не на перегрузку им системы здравоохранения.
Так, Италия и Испания поначалу опасности не поняли (ориентируясь на летальность ее и не увидишь) — в итоге получили начало коллапса системы здравоохранения и ввели жесткие карантины экстренно, с серьезными проблемами.
Россия, из-за очень разной ситуации в регионах, демонстрирует весь спектр вариантов карантинных мероприятий. И весь спектр проблем тоже демонстрирует — от начинавшейся перегрузки здравоохранения в Москве и Питере и до полного отсутствия выявленного Ковида и связанных с ним проблем во многих провинциальных городках России.
Москва к моменту начала смягчения карантинов, объявленных центральными властями, то ли вышла на очередное плато, то ли не вышла, а Свердловская область, например, демонстрирует рост количества заболевших.
Смягчение карантинных мероприятий — мера вынужденная, обусловленная экономикой. При появлении признаков перегрузки здравоохранения карантины будут локально усилены. И тут многое зависит от соблюдения населением дистанцирования, мытья рук и ношения масок в закрытых помещениях, в общественных местах и транспорте.
Это касается всех стран, включая Россию.
Смягчения карантинов — именно вынужденная мера, а не результат полной победы над инфекцией, это предопределяет дальнейшие события: периодические локальные вспышки и локдауны для их удержания в рамках допустимого.
Стран, которые бы смогли просто забить на проблему, нет. Те, кто пытался — не смог, а умные даже не пытались.
Решится проблема либо естественной иммунизацией населения, либо вакциной. Как при любой подобной инфекции.
Естественной иммунизацией (кстати, в сочетании с карантинными мерами) проблема решалась ранее при чуме и Испанке, например. Не так и давно это было, кстати. Чума в Одессе — 1803 и 1812 годы, Испанка по всему миру — 1918 год.
Испанка прошла в три волны и закончилась сама собой. Она вообще очень похожа на Ковид, но Ковид гуманнее: он не трогает детей и молодых людей. Испанка трогала вообще всех. Как и чума.
Критерии, которые будет отслеживать государство, принимая решения о смягчении или, наоборот, ужесточении карантинных мер — скорость удвоения числа требующих госпитализации и процент резервных инфекционных коек.
Факторы, не поддающиеся точному прогнозированию: дисциплина выполнения населением дистанцирования и масок, а также скорость ослабления агрессивности вируса.
Можно ли говорить, что Екатеринбург повторит коронавирусную ситуацию Москвы через пару-тройку недель? Думаю, что нет. Реально же сейчас меры принимать научились. Дистанцирования более-менее добиваются, маски носить заставляют. Настороженность здравоохранения есть.
Армия «ввоевывается», как говорят военные: т.е. бардак начального периода войны сменяется военным бардаком — менее бестолковым.
Мэр Екатеринбурга болтается по журналистам без маски — рассказывая, что маски надо носить; губернатор периодически рассказывает, как он шокирован разгильдяйством населения; парад на День Победы сначала отменяют, но все же проводят... Насколько это выведет ситуацию из-под контроля, прогнозировать сложно.
Пока Екатеринбург демонстрирует устойчивый рост новых случаев — а значит, и рост тяжелых, которые требуют госпитализации, будет. В какой степени будет и к каким мерам приведет — увидим все вместе.
>>> Читайте также на DK.RU: Эпидемия коронавируса в России кончится позже, чем рассчитывали