Сегодняшние дети свободнее, но тревожнее своих родителей. Выбрать будущее им очень сложно, мамы и папы же часто могут только настаивать на своем. Как помочь ребенку найти свое призвание? 4 правила.
Сегодня у детей больше свободы в выборе своего будущего, чем было у их родителей и, конечно, бабушек и дедушек. Но огромное количество вариантов способно парализовать, поэтому в наши дни уровень тревоги и депрессии у детей и подростков так высок. В прошлые века жизнь молодых людей была проще. Не обязательно лучше, заметьте, но определенно проще.
Как вести себя родителям? Не давить, но мягко направлять и поддерживать, уверен блогер и писатель Эрик Баркер. Давая советы, он опирается на книгу Уильяма Дэймона, профессора и директора подросткового центра в Стэнфорде, написавшего книгу «Путь к цели: как помочь детям найти призвание в жизни». Вот несколько простых ответов на сложные вопросы:
«Цель» — громкое страшное слово
Все любят слова типа «цель», но никто не может сказать, что они значат.
Нет, не каждый ребенок должен посвящать свою жизнь борьбе с малярией. Не всем предназначено лечить рак. Цель может исходить из простых и знакомых нам вещей, таких как воспитание замечательных детей. И цель со временем может измениться. Целей может быть несколько. Это организующий, заряжающий энергией, объединяющий принцип жизни, который дает нам смысл и мотивацию.
Когда у молодых людей есть ориентир, принимать правильные решения становится легче. Цель развивает черты и качества, которые могут принести пользу во всех сферах жизни. Дети находят массу способов двигаться вперед.
Это широкий взгляд. Некоторые родители сейчас думают: «Отлично, как мне это использовать, чтобы ребенок поступил на юридический факультет?»
Это неправильная точка зрения. Вы — хороший лидер. Поздравляю вас с этим. Но проблема в том, что здесь вы — не лидер. Вы последователь. И как только вы это поймете, все станет намного проще …
1. Разжигайте пламя
Есть два основных правила во вселенной: одно касается физической энтропии, а другое гласит, что почти невозможно заставить детей делать то, что вы им говорите. Довольно сложно вынудить их сделать что-то по дому. А уж заставить следовать вашему видению цели их жизни? Даже и не мечтайте.
Вы — не лидер. Вы последователь. Вы как родитель не зарождаете заинтересованность в своих детях. Вы показываете им что-то новое. Вы замечаете, где пересекается то, что их интересует, и то, что вы одобряете. И играете на этом.
У каждого ребенка есть интересы. Замечайте, будьте открытыми и проявляйте поддержку, слушайте, не осуждайте, поощряйте. Раздувайте пламя.
Вывести молодых людей на разговор о том, что они любят, совсем не сложно. Постарайтесь выведать их мысли и помогите встроить их в следующие шаги и планы.
Можно начать с обсуждения новостей. Спросите детей, что они думают о проблемах, о том, что правильно, а что нет, о том, что важно, а что нет. Не торопитесь, постепенно приближайтесь к таким вопросам, как:
- Что для тебя самое важное в жизни?
- Почему тебя заботят эти вещи?
- Что значит хорошая жизнь?
- Что значит быть хорошим человеком?
Ваша миссия — помочь им изучить возможности и сформулировать цели на основе инстинктов, которые они уже чувствуют. Да, некоторые из них окажутся тупиковыми. Некоторые исчезнут или изменятся. Это дети. Они еще учатся. Но это прекрасное начало.
2. Расскажите, насколько важна для вас работа
Большинство родителей непреднамеренно закладывают в детей убеждение, что работа необходима, но мучительна. Мы все жалуемся на свою работу.
Если работа — это «нечто ужасное, что приходится делать», молодые люди даже не будут искать в ней смысл, они просто останутся жить с вами после университета и будут играть в онлайн-игры.
Поговорите с детьми о цели и смысле, который дает вам работа. Дети должны понимать, что работа приносит вам удовлетворение, а не просто деньги. Что приносит вам радость в работе? Почему вы гордитесь тем, что делаете? Вы не обязательно должны лечить рак. Как — пусть даже чуть-чуть — ваша работа делает мир лучше, способствует общему благу или просто приносит кому-то радость?
3. Найдите им наставников
Школа не готовит детей к практическим аспектам жизни. На уроках истории им расскажут о том, чего достигли политические лидеры, но не о нюансах отказа от прививок или о том, почему государственные перевороты успешно реализуются — для этого и нужны родители.
Когда у детей появятся интересы, они придут с вопросами к вам. Возможно, у вас не окажется экспертных знаний в области их интересов. Но вы все равно можете помочь, отыскав им наставников.
Возможно, вы не сможете рассказать им, каково это — быть хирургом, но ваш друг-доктор сможет помочь.
4. Поощряйте предпринимательское отношение
Речь не идет про «бизнес». Я говорю о находчивости и трудолюбии, которые являются «общей ориентацией в жизни, которая способствует всевозможным достижениям, от благотворительности до бизнеса».
Это трудная задача, но она включает в себя поощрение детей в ситуациях, когда они принимают вызовы и рискуют.
Вам нужно спокойно и благоразумно поощрять ребенка: иди, сделай это и посмотри, что произойдет. Сделай выводы. Повтори. Попробуй еще раз.
Это учит детей успешно справляться с проблемами, а не убегать от них. Иметь активную жизненную позицию, а не ждать, что кто-то решит проблему за них.
Дети должны развить чувство собственной значимости, но оно должно быть связано с ответственностью.