Меню

Автоконцерны РФ рухнули в бездну. Продажи упали на 72%, в господдержку мало кто верит

Иллюстрация: pixabay.com

Подобного кризиса российский автопром еще не переживал. Не оправившийся до конца после падения 2008-2009 годов, рынок рушится буквально на глазах, несколько заводов могут закрыться и уволить людей.

Российский автопром переживает сейчас, возможно, серьезнейший кризис в новейшей истории. Авторынок, который не смог полностью восстановиться после кризиса 2008-2009 годов, по прогнозам аналитиков, достигнет уровня 2019 года в лучшем случае в 2023 году. Государство пытается подстегнуть спрос, но поддержка сравнительно невелика и неравномерно распределена даже между локализованными игроками, пишет «Коммерсантъ». Некоторые иностранные концерны могут в итоге свернуть производство в России.

Ассоциация европейского бизнеса, подводя итоги автопродаж в РФ в первый месяц полноценных ограничений, назвала его «черным апрелем»: впервые за историю российского автопрома продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали сразу на 72,4%.

В автоконцернах пока не озвучивают конкретные прогнозы. В одной из компаний считают, что при постепенном восстановлении цен на нефть спрос на автомобили может вернуться на уровень 2019 года в третьем квартале. На АвтоВАЗе считают, что в этом году рынок «покажет значительную негативную динамику по сравнению с 2019 годом, с очень низким объемом продаж в апреле—мае и возможным началом небольшого восстановления с июня». Игроки рынка надеются на господдержку, в том числе льготные автокредиты. Но мнение об этой мере неоднозначно:

Не стоит ждать, что льготное кредитование сдержит падение рынка новых автомобилей. Речь идет, скорее, о замедлении темпов сокращения спроса, — говорит глава департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бородавин, поясняя, что в апреле таких кредитов банков было выдано столько же, сколько в марте.

Пока самые реальные меры поддержки получили производители коммерческого транспорта. Правительство планирует крупные закупки для госнужд, перераспределив на этот год объемы с 2021–2022 годов. Это реанимобили и машины скорых, также новые автомобили приобретут до конца года МВД, Росгвардия, Минобороны, МЧС и другие структуры. Объем опережающих госзакупок в мае-июле составит 33,5 тыс. машин.

Но в группе ГАЗ уверены, что рынок коммерческих автомобилей сильнее других страдает на фоне экономических кризисов и медленнее восстанавливается. По оценке группы, заказы на их автомобили на май-июнь упали на 85–90%.

В Nissan считают, что необходимо расширение программ спроса на автомобили стоимостью до 2–2,5 млн руб. (сейчас это 1 млн руб., есть перспективы увеличения до 1,5 млн руб.), а также расширение категорий пользующихся льготами покупателей на многодетные семьи, медицинских работников, работников социальных служб, служб быстрого реагирования, военных. 

На этом негативном фоне на рынке усилились слухи об уходе отдельных игроков. Потенциально под угрозой Nissan, производство компании сейчас переведено на работу в одну смену, в марте там говорили о планах сократить 450 сотрудников. С 18 мая концерн объявил о возвращении прежнего режима работы, но дальнейшая работа будет зависеть от темпов восстановления спроса на машины.

Опасения вызывало и будущее PSA, продажи легковых автомобилей которого в РФ в 2019 году упали на 13,4%, до 8 тыс. машин. Предполагается, что по концерну ударит дифференциация промсубсидий.