Меню

Классическое офлайн-образование стало элитарным. Что на самом деле дает дорогу в жизнь?

Иллюстрация: pixabay.com

Самообразование, IT-курсы в соцсетях и изучение иностранного языка на 4-х месячном марафоне, казалось бы, открывают широкие горизонты. Но нет. Это путь к борьбе за самые низкооплачиваемые должности.

Блогер Анастасия Миронова в колонке на «Меле» перечислила мифы об образовании, которые могут стоить ребенку будущего. Чего же стоит избегать?

1. Онлайн-обучение

Онлайн-образование и онлайн-курсы не догонят и не заменят классическое обучение, школы и вузы. Онлайн-образованию много лет, в мире давно существуют международные лектории и площадки для курсов ведущих преподавателей. Но специалистов на рынок эта индустрия почти не поставляет.

Год назад в NYT вышла статья, в которой доказывается, что интернет сделал доступным массовое образование для бедных, однако именно поэтому образование офлайн приобрело еще более элитарное значение.

На портале Coursera прямо сейчас 250 тысяч студентов обучаются только лишь по программе Google IT Support. При этом зарплата на низовой должности в техподдержке Google, по их же данным, в год составляет $53 470 до вычета налогов, и это — зарплата для американцев. Индусам или русским на такой должности будут платить гораздо меньше. При этом за зарплату больше 250 тысяч долларов в год в Google соревнуются люди с дипломами лучших мировых вузов, полученными не онлайн.

Кому было выгодно обманывать молодежь всей планеты и внушать, будто за $20–300 можно получить полноценное образование, учась урывками ночью, а днем работая? Выгодно это в первую очередь продавцам онлайн-курсов.

2. Самообразование

Этот миф идет бок о бок с мифом об онлайн-образовании. Также опасная ложь, порожденная новым движением анскулеров, появившимся в США на волне возмущения образовательными кредитами. На фоне огромных долгов американцев за обучение высшее образование стали рассматривать как невыгодную инвестицию заемных средств. Анскулеры заявили, что плата за образование — это именно бессмысленная инвестиция.

Идеи развились, многие люди стали верить, будто самообразование способно полностью заменить фундаментальное обучение. К этой идее присоединилась вера в верховенство практического опыта над образованием.

Особенно эта мечта о чуде распространена среди молодежи, желающей устроиться в сфере IT. И она в основном разбивается о неприятную реальность, в которой IT — это сверхконкурентная сфера именно в самых низовых позициях. Множество людей идут сегодня в цифровую индустрию, имея в арсенале лишь базовые навыки, онлайн-лекции или курсы повышения квалификации.

Людям не дает покоя карьера Стива Джобса. Однако они забывают, что из сотен миллионов, которые со времен молодости Джобса также решили «попробовать себя в IT», успеха добились единицы. Большинство же вынуждено конкурировать за самые низкооплачиваемые позиции. А за высшие должности состязаются люди с крепким образованием.

3. Ранняя работа

Похожий миф: начинать работать нужно как можно раньше. Но хорошее образование, особенно в IT, не совместимо с работой. Тот, кто всю учёбу подрабатывает, пусть и по профессии, вряд ли будет конкурентен на фоне человека, посвятившего университету несколько лет.

Почему в IT? В этом сегменте много предложений для низкооплачиваемых позиций, на которые берут после коротких курсов или онлайн-обучения. Однако для более высоких позиций и заработка нужно хорошее образование и математическая база, а это уже не очень совместимо с работой.

Интересно то, что установка на подработку во время учёбы пришла к нам из западной этики 1980-1990-х, когда американское общество переживало волну девальвации труда.

Этот миф легко опровергнуть двумя фактами:

  • богатые родители отличников предпочитают, чтобы они не работали;
  • существуют стипендиальные фонды для умных учеников, призванные освободить их от необходимости подрабатывать, потому что подработка всегда идет в ущерб образованию, если мы говорим о серьезном образовании.

В России это заблуждение было немного сдобрено советской пропагандой о рабочем человеке и советским же, порожденным именно диктатурой пролетариата, презрением к интеллигенции, отличникам. В итоге у нас, уже после развала СССР, стало модным считать, что троечники лучше устраиваются.

4. Иностранные языки

Вслед за IT от опасных мифов больше других сфер знаний страдают иностранные языки. Многие уверены, что язык можно быстро выучить на коротких курсах, дистанционно и так далее. Но лучше всего на языках говорят те, кто изучал их в школе и университете и имел возможность системно освоить академическую грамматику.

В итоге, как в случае с офлайн-образованием, глубокое знание языков становится более элитарным продуктом именно потому, что большинство поверили, будто для успеха достаточно полученных в игровой форме или по скайпу основ.

5. Переводчики онлайн

Другой миф о языках гласит, что их не надо учить вовсе и скоро все будут переводить онлайн. Уже переводят, но значение знания иностранных языков лишь выросло. Сейчас любые переговоры можно вести с онлайн-переводчиком, переводить любой текст. При этом, как ни удивительно, в самых «денежных» сферах владение как минимум английским стало обязательным для всех специалистов среднего и высшего звена.