Меню

«Период с 15 июля по 15 ноября — окошко, когда надо успеть заработать побольше денег»

Иллюстрация: личный архив Сергей Макшанова

Как только мир победит пандемию, ему придется достойно перенести еще один удар: мировой экономический кризис. У каких отраслей больше шансов на выживание и что предпринять, чтобы сохранить активы?

Сергей Макшанов, управляющий ГК «ИТ-АРБ Про», эксперт по стратегическому управлению:

— Сегодня многое происходит впервые в истории. Общий фон, который задает ситуация, связан с масштабными ограничениями, которые по-разному реализованы различных странах мира. У нас 236 стран и сегодня только в двух странах произошел полный выход из пандемии: Вьетнам и Новая Зеландия. Все остальные живут в системе ограничений.

Миллиарды людей по щелчку оказались заперты в четырех стенах. Это привело к тому, что в мире запустились совершенно новые процессы. Вирус — это всего лишь этап, впереди нас ждут еще его последствия.

Оттого, что была нажата кнопка и люди перестали перемещаться по миру, колоссально пострадала отрасль пассажирских авиаперевозок. В мире стоит 16 тыс. бортов широкого фюзеляжа, которые несут компаниям огромные потери. Капитализация авиакомпаний тает на глазах, сегодня уже Zoom дороже, чем Boing.

Очень серьёзно пострадала отрасль гостеприимства, где затраты сохраняются, а выручки нет. Примерная дата, когда может начаться оживление — вторая половина июля. Я по-прежнему придерживаюсь мнения, что острая фаза вируса продлится 114 дней, то есть  до 15 июля.

Период с 15 июля по 15 ноября — это окошко, в котором надо успеть заработать побольше денег. Потому что не исключено, что со второй половины ноября стартует массовая вакцинация, которая будет сопровождаться возобновлением ограничений.

Есть много людей, которые пережили 1998 г., кто пережил кризис 2009 г., свистопляску 2014 г. Так вот, сейчас время констатировать: мы на старте глобального экономического кризиса, который отличается от всех предыдущих спадов, в том числе от масштабного спада 2009 г.

Дело в том, что в 2009 г. росли Китай, Индия, ЕС. США снижались, но не так сильно. Сейчас крупнейшие экономики мира покажут двузначные цифры падения, потому что трансграничная торговля обрушилась. Это скажется и на экономике России.

После того как мы справимся с вирусом, нас ожидает работа в условиях глобального экономического кризиса. Для ориентира: после 2009 г. большинство отраслей восстанавливалось порядка двух лет. Нынешнее падение будет серьезнее, так что времени на восстановление потребуется больше.

Сейчас мы еще уточняем цифры, но, вообще говоря, у России нет шансов, чтобы снижение экономики составило менее 10%. Снижение будет больше этой цифры. А вот в 2021 г. есть шанс немного отыграть ситуацию. В целом конструкция такая: пережить вирус и с достоинством встретить кризис.

В российской экономике сейчас оперирует порядка 7,5 млн юридических лиц. Приемлемый уровень генерации выручки при этом есть у ряда отраслей.

Растут производители продуктов питания, фармацевтика, сервисы доставки, бухгалтерские услуги и так далее.

Где выручка уехала сильно вниз, но сможет быстро восстановиться, как только снимут ограничения? Безусловно, это парикмахерские и салоны красоты, аналогичная ситуация будет у общепита, пассажирских перевозок, производства автомобилей, рынка образования и прочего.

Быстрый возврат маловероятен в таких отраслях, как мебельное производство, отрасль гостеприимства, ивент-индустрия, офисная и жилая недвижимость.

Хотя относительно отелей есть разные мнения. У нас в прошлом году было зафиксировано 40 млн поездок за границу. Развернется ли весь этот поток и поедут ли люди по стране? Да, но непонятно, в каком масштабе, учитывая то, что отдых в России дороже зарубежного. Кроме того, был всплеск аренды загородной недвижимости. Объявления о сдаче дома в Ленобласти висит максимум три минуты и дом уходит. Ценник: 90-120 тыс. руб. Так что вполне вероятно, что многие в этом году и по России не поедут, а будут сидеть в арендованных домах.

Понятно, что в текущей ситуации весь бизнес думает над тем, что делать, если бизнес вести нельзя. На мой взгляд, самое время заняться разработкой.

Ассортимент товаров нужно перерабатывать: нужно создавать большой Low-сегмент, сокращать средний сегмент и оставлять 10-15% на премиум. Середина будет чувствовать себя очень плохо, так что нужно усиливать низкий ценовой сегмент. Причем речь идет не о демпинге, а именно о разработке нового продукта. 

Кроме того, нужно заботиться о генерации выручки, то есть усиливать торговые силы, как в офлайн, так и в онлайн. Ни в коем случае торговые силы увольнять нельзя.

Очень важно также провести ревизию партнерств. В первую очередь с поставщиками универсальных рынков, то есть тех, кому мы так или иначе в любом случае будем платить. Например, речь идет о переговорах с арендодателем. То же самое касается операторов связи, транспортников, страховщиков и прочее. Со всеми ними стоит пересмотреть контракты.

Что касается взаимоотношений с сотрудниками. Понятно, что все озверели от онлайна, от отсутствия распорядка дня. Так что очень важно ставить задачи, чтобы народ не впадал в полный анабиоз. Команду нужно поддерживать, а два неприкосновенных блока: разработки и торговые силы — должны быть под особым патронажем.

Наконец, время кризисов и серьезных потрясений — лучшее для примирения. Так что полюбите своих конкурентов, сходите к ним в гости.

Читайте также на DK.RU: «Не ждите, когда все это закончится». Три плана действий от Бориса Дьяконова

Колонка написана на основе выступления Сергея Макшанова на форуме «Самое время» в рамках Недели предпринимательства Свердловской области. Текст подготовила Екатерина Тарханова, DK.RU.