«Удивляет, что некоторые мои коллеги будто выпали из жизни и пишут в Instagram: «Я научился играть на гитаре» или «Я пересмотрел все театральные оперетты». Это непредпринимательская история».
Максим Батырев, основатель Batyrev Consulting Group, автор книг «45 татуировок менеджера», «45 татуировок продавана» и «45 татуировок личности», рассказал о своем опыте выхода из кризисов, мотивации и вовлечении в этот процесс команды:
— Предприниматель в моем понимании — это человек, который взял ответственность за свою жизнь в свои руки. Система у нас <в стране> патронажная: все привыкли выполнять чужие решения — начиная с детского сада, школы, вуза, а потом работодателя. Взять ответственность в свои руки — действительно страшно. А когда у тебя есть еще и команда, ты отвечаешь не только за свое благосостояние.
Время сейчас непростое, но, на мой взгляд, у нас есть большое поле для любого человека, который пытается созидать и потом это продавать. У нас очень низкая конкуренция.
Я на своих мастер-классах оставляю свой номер всем участникам. Примерно 120 тыс. человек записали его в свою телефонную книгу. За эти два месяца пандемии и самоизоляции мне попытался продать что-то только один человек! И то сделал это слабо, поэтому я не купил. Для меня это удивительно.
Я согласен, что кризисное время не пройдет быстро. Не пройдет, когда Владимир Владимирович скажет: «Ребята, самоизоляция закончилась, можете начинать работу», кризис продлится еще минимум 6-8 месяцев, а, возможно, и несколько лет. В зависимости от того, какая ситуация будет на нефтяном рынке. И это странно, что кто-то затих, кто-то реально ушел на каникулы или на а-ля удаленку, а на самом деле ничего не делает.
Когда мы заходили в 2020 год, у меня и у каждого из вас было представление, сколько денег мы заработаем, что нагенерим и какую пользу обществу принесем. Но теперь все по-другому — рынок сжался, покупательские способности и мотивы изменились. И работать будет непросто.
Есть такая модель: при изменении контекста и внешней среды, которое от нас не зависит, обязательно нужно менять стратегию — свое видение. Дождь идет, экономический кризис, ОПЕК, коронавирус — мы не можем на это повлиять. Но когда именно сейчас у кого-то нет запроса на развитие, на изменение стратегии — для меня это очень странно.
Для меня удивительно, когда я вижу, что некоторые мои коллеги будто выпали из жизни и пишут в Instagram: «Я научился играть на гитаре» или «Я пересмотрел все театральные оперетты, потому что они стали бесплатны». Это непредпринимательская история. Плыть по течению неправильно. Вспомните двух лягушек, которые попали в крынку с молоком: одна пыталась что-то сделать и барахталась, а вторая там и сдохла. И первая мне нравится больше. Будет много хаотичных движений, но что-то обязательно сработает.
Что я сам делаю со своей командой и что нужно делать?
За два месяца <самоизоляции> я в своей группе компаний открыл четыре новых проекта. У меня работает 85 человек, 14 разных команд и некоторые проекты потеряли по 100% выручки. Естественно, нужно было принимать решения. Уволили за это время только одного человека, потому что он обманывал, и даже без кризиса мы бы с ним расстались.
В моем плане семь пунктов.
Первое: людям нужно подарить надежду — образ светлого будущего. Нам нужно придумать мечту, визуализацию и написать план действий, как мы к ней придем. Взять и представить, какой моя компания будет через год. И это обязательно должен быть новый качественный уровень. Надежда будет вдохновлять людей и показывать, что не все пропало. Более того, люди сейчас готовы куда-то пойти. А пойдут они только за лидером, который нарисует им красивую картинку.
Будущее спрогнозировать на 100% невозможно, но тот человек, который придумывает себе картинку будущего, потом за уши втаскивает в нее всю команду. Он начинает замечать возможности, которые открывает ему мир.
Есть менеджерское правило: люди не сопротивляются тому, в чем сами принимают участие. То есть чем больше мы будем вовлекать сотрудников в модерацию нашего будущего и другие истории, тем меньше они будут сопротивляться и станут соавторами этой картинки.
С каждой командой мы провели новую стратегическую сессию. В этот процесс мы привлекаем не всех сотрудников, а только ядро — управленцев и ключевых сотрудников, которые являются носителями технологии и культуры. Такому ядру я даю задание: ребята, в свободной форме напишите сочинение, какой вы видите компанию через год, учитывая текущие тренды. И люди фантазируют. Мне важно, чтобы запустился внутренний механизм думания.
Это второй шаг — мне нужно, чтобы сотрудники начали мечтать о компании будущего. Больше, чем на год, я планировать не рекомендую — потому что в кризис, а тем более в России, на больший срок предсказывать сложно. Дальше нам надо синхронизировать эти вещи — если работаете на удаленке, выходите все вместе в Zoom и обсуждаете.
Если ты хочешь нормальное будущее предсказать и угадать, мечтать нужно через призму мегатрендов. Поэтому третий шаг — проговорить мегатренды, которые в будущем могут повлиять на наш бизнес. Какие они сейчас?
— Все уходит в онлайн
Удаленная работа, онлайн-торговля. 30% моих знакомых предпринимателей поняли, что можно спокойно работать на удаленке и не нести амортизационные расходы. Они не собираются возвращаться в офис, и это разумно. Я сам уже четыре года выстраиваю команду на удаленке, и каждый год (за исключением этого), компания растет.
— Аутсорсинг
Все, что можно отдать внешним компаниям, нужно отдавать. Прежде всего те структуры, которые отвечают за процесс больше, чем за результат: бухгалтеры, юристы, кадровики.
— Государство очень сильно обращает внимание на белые зарплаты
Идет насильственное обеление предпринимательства. Нас заставят, и мы вынуждены будем к этому прийти.
Четвертый шаг — мечтая о будущем, мы делим всех участников стратсессии на группы. И каждая мечтает о чем-то одном, но с учетом мегатрендов: какие сотрудники будут работать в компании через год, какие управленцы, какие будут технологии, продукты, услуги, сервисы для клиентов. Через час-два после такой проработки все группы выходят в эфир и презентуют картинку будущего.
Пятым шагом определяем, какие мы сейчас: какие у нас сотрудники, клиенты, технологии, корпоративная культура. Если у нас есть картинка настоящего и будущего, мы можем понять, как из точки А перейти в точку Б.
И этот план, стратегия — это шестой шаг. Условно, что мы должны сделать, чтобы из рыхлого некрасивого алкоголика стать Рэмбо? Ходить в бассейн, правильно питаться, отжиматься, отрастить кудрявые волосы и так далее. Затем назначить ответственных за этот план, сроки и — погнали менять мир.
Седьмой шаг — облачить стратегию в проекты. Кто помнит Советский Союз, там всегда был генеральный проект: запустим человека в космос, перегоним Америку, построим БАМ, поднимем целину. И когда такие проекты с правильными лозунгами и видением того, для чего мы работаем, обозначены в компании, люди начинают фокусироваться на одной картинке будущего, и возникает синергетический эффект.
Когда гуси летят клином, каждый из них пролетает в два раза больше, чем если бы летел поодиночке, потому что впередилетящие товарищи рассекают воздух, и остальным лететь легче.
Читайте также на DK.RU: «Период с 15 июля по 15 ноября — окошко, когда надо успеть заработать побольше денег» — Сергей Макшанов
Колонка написана на основе выступления Максима Батырева на форуме «Самое время» в рамках Недели предпринимательства Свердловской области. Текст подготовила Анна Хлебникова, DK.RU.