Меню

Всем скидки! Как лизинговая отрасль поддерживает бизнес в кризис

Иллюстрация: https://pixabay.com/

Последние два года стали непростыми для рынка лизинговых услуг. В 2019-м сжатие корпоративного сегмента привело к снижению темпов прироста рынка, а в 2020-м экономика «встала» из-за коронавируса.

«Деловой квартал» провел онлайн круглый стол, посвященный событиям, произошедшим на рынке лизинговых услуг в первом квартале 2020 г. Вместе со спикерами мы обсудили проблемы рынка, меры господдержки и то, какую помощь лизинговые компании могут оказать предпринимателям в текущих условиях.

Участниками круглого стола стали:

Рустам Назаров, директор по продажам компании «Газпромбанк Автолизинг»;

Лариса Гартвич, директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Екатеринбурге;

Артем Мякшун, заместитель директора  ООО «ЧелИндЛизинг»;

Оксана Попова, директор Уральского филиала АО «Сбербанк Лизинг»;

Виталий Милованов, генеральный директор ООО «Райфайзен-Лизинг».

Карантинное изменение спроса

Рынок лизинговых услуг, как и другие отрасли бизнеса, был вынужден подстраиваться под работу в условиях карантина: часть сделок перешла в онлайн. Вовремя подоспела государственная помощь и субсидии. Количество сделок по субсидиям растет каждый месяц, отмечает Рустам Назаров:

 — В начале пандемии мы наблюдали естественное падение спроса. Клиенты откладывали покупки на будущее. Сейчас уже многие города, регионы полноценно функционируют, клиенты начали выходить из пандемической спячки. Приобретение транспортных средств становится более активным благодаря государственным субсидиям. Прежний спрос должен вернуться на рынок в течение 3-4 месяцев. Мы сейчас внимательно наблюдаем за коллегами из других стран. Китай, например, практически за два месяца вернул прежний спрос, который был до пандемии. Мы жаждем того же, но без госучастия и господдержки будет трудно последовать примеру этой страны. Государство это тоже понимает и ведет себя активно, увеличивает дотации.

Сейчас крайне сложно давать какие-либо прогнозы о будущем развития отрасли, считает Лариса Гартвич.

 — Рынок изменился, и мы под эти изменения подстроились. Чтобы процедура заключения сделки была максимально комфортной в нынешних реалиях, все бизнес-процессы компании были переведены в онлайн. Значительная часть этой работы — организация юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО) между лизинговой компанией, ее партнерами и клиентами. В «Балтийском лизинге» для этих целей используют систему Диадок. Она позволяет контрагентам бесконтактно обмениваться электронными копиями договоров, приравненных к оригиналам.  Кроме того, компания запустила специальное предложение для клиентов. Теперь, заключая договор в системе ЮЗЭДО, можно экономить. При проведении такой сделки размер ставки по договору будет снижен.

Больше всего от ограничительных мер пострадал сегмент легковых авто (снижение продаж на 70% в апреле). В меньшей степени кризис коснулся продаж грузовых автомобилей и спецтехники, отмечает Оксана Попова.

— Сильно пострадали отрасли, связанные с транспортом, сферой услуг, розничная торговля, образование, спорт и т.д. «Сбербанк Лизинг» начал проводить реструктуризацию для клиентов, работающих в этих отраслях. Это помогает удерживать спрос. Эксперты говорят, что быстрого восстановления рынка не будет. На докризисный уровень мы будем возвращаться 2-3 года. Окончательные сроки будут зависеть от мер господдержки и в мире, и в России. На фоне пандемии мы заметили смещение интереса клиентов в сторону б/у техники и транспорта — снижение курса рубля привело к удорожанию авто. Интересно, что появился новый устойчивый сегмент — это весь бизнес, связанный с доставкой.

Интерес к реструктуризации лизинговых платежей отметил еще один участник круглого стола — Виталий Милованов. По его словам, объем запросов на реструктуризацию в «Райффайзен-Лизинг» занял долю порядка 15% от портфеля.

 — Клиенты старались успеть заключить лизинговые сделки в марте, поэтому апрель провалился и по количеству сделок, и по количеству одобрений, и по количеству запросов. Падению спроса поспособствовало и то, что многие лизинговые компании пересмотрели кредитную политику и стали консервативно относиться к рискам. Большая нагрузка на рисковые подразделения лизинговых компаний и банков была направлена именно на реструктуризацию. Отмечу, что выход на предыдущие объемы не будет быстрым: пониженный спрос и более консервативная рискполитика внесут свои коррективы. Важную помощь отрасли в кризис могут оказать как программы господдержки, так и смягчение монетарной политики государства.

Крупные клиенты поставили свои глобальные проекты на паузу, и это очень верное решение, замечает Артем Мякшун. Лизинг — это инвестиционный инструмент, и если клиент не видит перспективы в будущем, то реализацию проектов логично отложить на ближайшие несколько месяцев.

 — Если к осени ситуация с карантинными мерами стабилизируется и компаниям дадут работать в нормальном режиме, то будет реализация отложенного спроса в 4 квартале. Наибольшая просадка ощущается именно в крупных заявках, т.к. данные проекты больше всего зависят от курса иностранной валюты. В период нестабильности курса иностранной валюты никто не хочет заходить в проект. А вот розничные продажи снизились незначительно, произошло лишь перераспределение среди приобретаемых марок и моделей транспорта.

О господдержке

Рынок лизинговых услуг имеет возможность развиваться во многом благодаря государственным субсидиям и поддержке. Так, например, в этом году ожидается дотация в размере 8 млрд руб. от Минпромторга. Это субсидия на колесный транспорт, рассказывает Оксана Попова:

— К концу месяца мы также ожидаем анонсирование госпрограммы по спецтехнике. На нее планируется выделить 3 млрд руб. Те меры, которые предпринимает государство, очень важны. И хорошо, что лимиты, выделяемые на лизинг, увеличиваются. Есть еще программа поддержки со стороны правительства Белоруссии. С ее помощью бизнес может приобретать в лизинг технику белорусского производства.

К сожалению, не у всех лизинговых компаний есть доступ ко всем госпрограммам. Нам бы, к примеру, хотелось участвовать в программе обновления городского транспорта (в рамках реализации национального  проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»). Под нее выделяются хорошие средства, но на текущий момент в ней может участвовать только Государственная транспортная лизинговая компания. Если государство допустит до участия в этих программах и других игроков рынка, то все от этого только выиграют.

Государство действительно действует. Об этом говорит ажиотажный спрос на реструктуризацию платежей в апреле. Крупный бизнес начинает расплачиваться по долгам перед малым и средним бизнесом, отметил Рустам Назаров:

— Представители «Газпромбанк Автолизинга» общались с несколькими крупными клиентами и заметили, что срок их дебиторской задолженности с 60-ти дней сократился до 20-30 дней. Это нас очень радует, потому что ни о каком спросе не может быть речи, если у лизингополучателя нет средств на выполнение обязательств перед лизинговыми компаниями. В общем, деньги в экономике начинают появляться. Вторая история — это ставка рефинансирования. Она снижается, а поддержка бизнеса строится на доступности фондирования.

В кризисы 2008-го и 2014-го государство оказало серьезную поддержку сегменту легкового автотранспорта. В настоящее время фокус смещен на грузовой сегмент и спецтехнику. Хочется, чтобы эта практика предыдущих кризисов тоже имела место быть. Это будет хорошим подспорьем для развития отрасли.

Восстановление спроса на рынке лизинговых услуг будет зависеть не столько от государственных дотаций, сколько от монетарной политики и от поведения ЦБ, уверен Виталий Милованов:

— Что касается госпрограмм, поддерживающих лизинг, то основной всегда была программа Минпромторга, про которую уже говорилось ранее. Очень хорошо, что она окончательно подтвердилась и запустилась в этом году. Сейчас мы изучаем еще одну программу: субсидирование процентных ставок по кредитам для среднего и малого бизнеса — оцениваем целесообразность участия в ней. Вообще, то, как будет чувствовать себя бизнес, в большей степени зависит от будущей монетарной политики государства.

Важность государственных программ отметила и Лариса Гартвич:

Дополнительную поддержку рынку окажут и государственные субсидии, предоставляемые федеральным правительством и Минпромторгом РФ. С помощью программ субсидирования малый и средний бизнес имеет возможность обновлять свой автопарк и наращивать темпы развития. «Балтийский лизинг» предлагает своим клиентам оформлять колесную и специальную технику на условиях программ от Минпромторга. Представители бизнеса, приобретающие специальные машины и грузовой транспорт российского производства, получают скидку на авансовый платеж, — говорит спикер.

Артем Мякшун напомнил собравшимся участникам круглого стола, что субсидия — это вынужденная мера поддержки слабых отраслей, субъектов экономики, и драйвером развития рынка лизинговых услуг ее вряд ли можно назвать.

— Драйвером рынка является развитие экономики страны, региона, города, если таких драйверов нет, то тогда приходится помогать слабым субъектам за счет субсидий. Что касается субсидии Минпромторга, то, на мой взгляд, она больше помогает производителям колесной техники. С ее помощью сохраняется спрос на эту технику.

Помощь бизнесу

Перед лизинговыми компаниями стоят ничуть не меньшие задачи, чем перед государством, в плане помощи бизнесу, уверен Виталий Милованов:

— В отличие от инвестиционного кредита, лизинг — это продукт, в основе которого лежит не только кредитный риск клиента, но и актив в собственности лизингодателя. Это делает продукт более привлекательным с точки зрения риска на текущем волатильном рынке. У лизинговых компаний есть также неплохой запас прочности в части маржинальности бизнеса. Наш продукт востребован и будет востребован, а его популяризация может стать одним из драйверов для выхода из текущей кризисной ситуации.

Лизинговые компании удовлетворяют потребности всех сегментов рынка. У каждой есть специальные предложения для своих клиентов, поэтому лизинг — это то, что может максимально поддержать предпринимателей в кризис, считает Рустам Назаров:

— Если обратиться опять к 2008-му и 2014-му годам, то можно заметить, что доля лизинга в кризис растет. Та же тенденция будет заметна и в этом году.  Во-первых, внутри каждой лизинговой компании есть много программ поддержки тех или иных сегментов рынка. Лизинговые компании давно научились жить в конкуренции, работать в своих сегментах и давать максимально «съедобный» продукт для каждого бизнеса. Кроме того, доступность фондирования в лизинге гораздо выше, чем при банковском финансировании.

Введение на территории страны ограничительных мер показало: и лизинговые договоры могут перейти в онлайн. Это удобный инструмент для клиентов, отмечает Оксана Попова:

— Лизинг в период кризиса становится еще более актуальным. Во-первых, лизинг можно и продавать, и оформлять онлайн. Если сравнить лизинг с кредитом, то стоимость ресурсов практически сопоставима, но требования к лизингополучателю менее жесткие, чем при кредитовании. Есть технологии, которые позволяют принять решение по лизинговой сделке за несколько минут. Сроки лизинговых сделок тоже конкурентны — 3-5 лет в рамках коробочных решений. Кроме того, в последнее время снижаются авансовые платежи. Можно с авансом в 10-15% оформить в лизинг практически любую технику.

При всех этих плюсах нельзя забывать и о главном конкурентном преимуществе лизинга — это преференции при налогообложении: оптимизация налога на прибыль, возмещение НДС со всей суммы лизинговых платежей. Эти факторы делают лизинг очень привлекательным для бизнеса. 

Лизинг — это быстрый и удобный инструмент финансирования основных средств, добавляет Артем Мякшун:

— Как только будут понятны тренды развития рынка, с помощью лизинга можно будет в кратчайшие сроки увеличить необходимую базу основных фондов для выполнения перспективных контрактов.

Во вторник, 23 июня, на DK.RU выйдет продолжение круглого стола. Вторая часть дискуссии посвящена цифровизации лизинговой отрасли, прогнозам ее развития и грядущим изменениям на рынке.