Режим самоизоляции показал, насколько несовершенны наши жилища. Кухни-гостиные мешают работать из-за запаха, а отсутствие спальни не дает разграничить рабочие и свободные часы. Каких перемен ждать?
Самоизоляция в течение двух месяцев научила нас многому. Оказалось, комфортный дом намного важнее, чем многие считали до сих пор. Важно, чтобы у каждого члена семьи был уголок, где можно уединиться, чтобы было место для организации и рабочего пространства, и детского шалаша. А если это была не последняя изоляция в ближайшие годы? «Коммерсантъ» пишет, как не сойти с ума в условиях «дом, балкон, магазин».
Типовая квартира сегодня рассчитана в первую очередь на сон и отдых. Места для уединения и работы нет в большинстве жилищ, говорит директор проектов КБ «Стрелка» Екатерина Малеева. При этом адаптировать квартиру очень сложно из-за особенностей планировки.
Пандемия и режим самоизоляции показали, что популярнейшим местом в квартире является кухня. Именно там семья собирается вместе чаще всего, не только поесть, но и поговорить.
При этом,— продолжает Екатерина Малеева,— часто кухонные пространства не приспособлены к такому интенсивному использованию — они слишком маленькие, а в случае, когда кухня совмещена с гостиной, запах еды может отвлекать от работы или учебы.
Спасением может стать мобильная перегородка, которая в случае необходимости отделяет или объединяет кухню и гостиную.
Еще одно важное для жизни пространство — балкон. Теперь это не место, где хранится все «до открытия дачного сезона». Это место для прогулки, смены обстановки и даже принятия солнечных ванн.
Но очень многие современные дома балконов лишены. В 30% московских новостроек комфорт-класса нет квартир с балконом, подсчитали в агентстве недвижимости «Бон Тон».
Застройщики проектируют новое жилье именно так в угоду покупателям, которые в массе своей считают при российском климате это пространство лишенным практического смысла и не хотят платить за лишние квадраты.
Но теперь наличие балконов и террас оказалось актуально как никогда, говорит основатель архитектурной мастерской «Арканика» Никита Выходцев, даже несмотря на суровый климат.
А вы посмотрите на Копенгаген,— рекомендует архитектор.— Климат напоминает Санкт-Петербург: ветрено, промозгло, большое количество осадков. Однако общий тренд и в квартирах экономкласса, и в апартаментах классом повыше — большие террасы и балконы, возможность проводить время на свежем воздухе, находясь у себя дома.
Тренд, видимо, застройщики уже поняли. «Возможно возвращение (в новых девелоперских проектах) больших и удобных балконов»,— не исключает директор по маркетингу ГК «Инград» Анна Соколова. Кроме того, естественная вентиляция в условиях пандемии куда безопаснее кондиционированного воздуха.
Еще одна проблема современных квартир — плохая шумоизоляция, которая во многих домах стала еще хуже после проведения капремонта (трубы поменяли, а швы решили капитально не заделывать).
Сегодня эксперты вспоминают, как эпидемии меняли многое в жизни людей, в том числе архитектуру. Например, борьба с туберкулезом в начале XX века дала толчок развитию модернизма в архитектуре.
У Москвы тоже есть свой архитектурный символ борьбы с туберкулезом в начале XX века — это построенный в 1930 году Дом Наркомфина, ставший памятником конструктивизма. Для своего времени это был передовой объект — обилие воздуха и света, сквозное проветривание квартир, солярий на крыше. COVID-19, видимо, тоже повлияет на тенденции в строительстве.
«Постпандемический период поставит на длительную паузу привычные ценности: общение, тесные контакты, некогда шумный ритм жизни большого города — и породит тенденцию к социальной дистанции на достаточно долгое время»,— прогнозирует управляющий директор ГК «Самолет» Дмитрий Волков. Нам, что, теперь жить за высокими заборами? «Незачем»,— парирует девелопер. Отсекать внешнюю аудиторию, делать пространство более кулуарным и безопасным могут, по его мнению, не только заборы: «Все чаще будут использоваться длинные стилобаты, арки, перепады высот».
Архитекторы, застройщики и урбанисты в последнее время все чаще говорят о жилом комплексе, в котором можно полноценно жить, не покидая его границ.
Очень сильно может измениться, скажем, функционал подъездов многоэтажек. Он станет не просто местом встречи соседей, но и своеобразным порталом во внешний мир.
Поэтому,— полагает руководитель консалтинговой компании Atlas Александра Сытникова,— в новых домах нужно предусмотреть более просторные входные группы с функцией лобби, где жители дома смогут встречать службу доставки, проводить рабочие переговоры и взаимодействовать с другими людьми.
Но в любом случае, как считают сами застройщики жилья, жители новых комплексов в будущем захотят максимально сократить не только социальную дистанцию, но и минимизировать общение с посторонними. Поэтому девелоперам уже сейчас нужно продумать, как это сделать: например, установить в подъездах постаматы, бесконтактный способ открытия дверей и вызов лифта, говорит Анна Соколова.
Может измениться и планировка районов. В идеале в пешей доступности от дома должны быть, как говорят эксперты, гибридные пространства. По словам Дмитрия Волкова, это такие места (чуть ли не на первом этаже жилых комплексов), где ты одновременно можешь прийти на прием к врачу, воспользоваться коворкингом, поскольку удаленный формат работы теперь для многих станет обыденностью, провести досуг, купить необходимые товары. То есть это некий совмещенный формат многофункционального центра и торгового объекта.
Кроме того, анализ Московского центра урбанистики, по словам его управляющего директора Юлии Шульги, показывает, что высокоэтажная застройка, наличие лифтов и небольшие придомовые территории увеличивают риск заражения.
Поэтому мы видим высокий запрос на застройку небольшими зданиями средней этажности, в которых можно будет пользоваться лестницей и пренебрегать лифтами,— поясняет она.