Когда родители работают в атомной отрасли, выбор профессионального пути сына очевиден. В новой колонке проекта #УрФУ100 история главы Уральского института химического машиностроения «СвердНИИхиммаш».
В 2020 году «Деловой квартал» и УрФУ им. Б.Н.Ельцина запустили спецпроект к 100-летию университета #УрФУ100.
В течение года на DK.RU будут опубликованы авторские колонки выпускников, а ныне — знаменитых и успешных людей.
Героями наших колонок уже были основатель компании «Уральский центр систем безопасности» (УЦСБ) Андрей Антипинский и генеральный директор НПО автоматики Андрей Мисюра, топ-менеджеры компании СКБ Контур Борис Добровольский и Евгений Шур.
На этот раз воспоминаниями об университете поделится выпускник теплоэнергетического факультета, глава Уральского института химического машиностроения «СвердНИИхиммаш» Александр Черепанов.
Александр Черепанов, генеральный директор АО «СвердНИИхиммаш»:
— В университет поступил сразу после окончания школы в 2002 г., на теплоэнергетический факультет по специальности «Атомные электростанции и установки». При выборе будущей профессии сыграла роль некоторая преемственность, мои родители работают на предприятии атомной отрасли — АО «УЭХК» в Новоуральске. Соответственно, образ атомщиков всегда вызывал положительные эмоции, и вопрос о выборе вуза не стоял — только УрФУ как ведущий научно-образовательный центр по атомной энергетике.
На тот момент специальности по атомной энергетике существовали на кафедрах физико-технического и теплоэнергетического факультетов, и большинство моих друзей поступили на физтех. Но мне не хотелось идти туда, куда идут все, решил пойти своим путем, подал документы на теплоэнергетический факультет на кафедру «Атомной энергетики» и ничуть не пожалел. Считаю, что сделал правильный выбор.
Учиться было не легко, но и не сложно. Я закончил физико-математический класс в школе, поэтому технические предметы давались проще.
А вот с гуманитарными дисциплинами было тяжелее. До сих пор помню, что получил «тройку» по культурологии на одном из первых курсов. Так и не стал ее исправлять, и она осталась в дипломе. Не считаю, что эта оценка была реальным отражением моих культурных способностей.
Совсем другое отношение было к техническим наукам, знание и глубокое освоение которых всегда считалось делом принципа. Помню, по термодинамике преподаватель отправила меня на пересдачу, так как видела, что я могу усвоить материал лучше. На пересдаче я это доказал. Хорошо подготовился, погрузился в предмет и, насколько я помню, единственный из группы пересдал на «четыре».
Среди моих учителей могу отметить преподавателя физики Гущина Владимира Силантьевича. У него как у профессионального физика всегда были интересные лекции. Он давал материал с юмором, зажигал энергией, умел донести материал, что называется, с душой. Признаться, очень жалею, что упустил тогда возможность заниматься с ним научной работой, хотя такая возможность была, все это ошибки студенчества.
Также запомнился спецпредмет по атомной энергетике на поздних курсах, который читал действующий на тот момент директор Белоярской АЭС Ошканов Николай Николаевич. Это было очень здорово, мы понимали важность предмета, видели близкую связь между наукой и производством. У Велькина Владимира Ивановича были интересные подходы к преподаванию, пригодившиеся потом в жизни и работе. Он давал лекции в виде презентаций и от нас требовал того же. Сейчас это пригодилось в виде умения донести информации кратко. Это был такой современный подход донесения серьезных вещей простым и понятным языком.
Как говорится, когда приходишь на работу выкинь из головы все, чему тебя учили и начинай заново. В принципе, это правило действует в той или иной степени.
Польза образования заключается в том, что помимо практических знаний в виде формул, способов и методов вычислений оно развивает умение учиться.
Я прекрасно помню, что многие преподаватели ставили оценки не за знание предмета, а за способность мыслить, находить решения, разобраться в материале. Поэтому университетское образование — это, конечно, серьезно и полезно. Не могу сказать, что после стольких лет знания в полном объеме сохранились в голове, но, по крайней мере, основное, что используется в моей работе — расчет термодинамических процессов, расчеты биологической защиты — я прекрасно помню. А что забылось, знаю, где можно посмотреть и освежить в памяти.
Вуз дает возможность получить углубленное, профильное образование. Формирует как общую картину мира, с ее целостностью и системностью, так и, самое главное, позволяет копнуть глубже, взглянуть на суть вещей по интересующей теме, в той области знания, где есть желание стать профессионалом. И УрФУ дает эту возможность. Это мировой вуз, признанный всеми научный и образовательный центр. Одни из лучших преподавательских кадров сосредоточен здесь, в университете.
В силу своей работы мне часто приходится ездить по стране, встречаться с разными людьми, и я регулярно вижу выпускников университета, да еще и именно с кафедры атомных электростанций. Особенно много бывших учеников факультета работает на предприятиях Росатома.
В УрФУ регулярно проводится обновление материально-технической базы. На моей кафедре была хорошая лаборатория, с макетами, а после ее модернизации появился имитатор блока управления АЭС. За время обучения развитие кафедры было очень серьезным. В тот период атомная энергетика развивалась бурными темпами, стала вновь востребованной в стране.
Студенческие годы — это такая эмоциональная, свободная пора, когда все пути открыты, можно пробовать многое в жизни, искать себя и свое призвание, заниматься тем, что интересно. В университете я посещал турклуб и ходил с друзьями в походы, занимался музыкой, развивая навыки игры на гитаре, посещал секцию по скалолазанию в манеже. Все эти возможности предоставил университет, и я благодарен за это.
Университет оказал интересное влияние на мою профессиональную карьеру. На последних курсах обучения я и мой друг решили найти работу для подработки в свободное время.
Обратились за помощью в родной вуз, где с радостью помогли и дали контактные данные выпускника. Он занимался актуальным на тот момент бизнесом по продаже и обслуживанию сотовых телефонов. Выпускник сказал, что готов взять нас и предложил неплохие деньги за работу. Однако предупредил, что, как часто бывает в жизни, увлекшись работой и деньгами сейчас, мы, скорее всего, не будем уделять учебе должное внимание и уйдем из инженеров в бизнесмены. При таком подходе наше развитие в качестве технических специалистов по атомной энергетике будет приостановлено, да и в бизнесе перспективы не столь безоблачны в долгосрочном плане.
Поэтому, сказал он, лучше сохранить возможности профессионального роста и карьерного развития от инженера вплоть до генерального директора. Даже если шансы для этого, на самом деле, не очень велики, то останется пространство для маневра на развилках жизненного пути и в конечном итоге мы выиграем гораздо больше. Его слова и этот случай отложились у меня в памяти, от предложения работы мы отказались.
На подработку, конечно, потом устроились, но на профессиональную, по специальности, в компанию, которая занимается инжинирингом, поставкой турбин, в том числе для атомной отрасли. На последнем курсе обучения я работал также ассистентом преподавателя информатики, вел занятия по этому предмету для студентов первого курса.
Я благодарен вузу за знания, за развитое ощущение гордости за атомную отрасль. Только в университете осознал ее подлинный масштаб, место в истории и становлении нашего государства, роль в промышленности и экономике.
Также благодарен Щеклеину С.Е. за подсказку обратить внимание на СвердНИИхиммаш в качестве места прохождения практики и будущего трудоустройства. Выбор был удачным, мне удалось закрепиться, я написал в институте свою дипломную работу. Кроме того, ее защита успешно прошла в стенах СвердНИИхиммаша.
Университет развил и укрепил умение договариваться, искать компромиссы и выходы из различных ситуаций, вести диалог, выстраивать взаимоотношения с разными людьми. У меня это получалось тогда во время учебы и точно получается сейчас, это то, что я вынес из университета.