Пандемия разделила жизни людей и бизнесов на до и после. Но тосковать по прошлому смысла нет, нужно научиться зарабатывать в новой реальности. Каким будет мир после эпидемии, рассуждает Денис Яхно.
Денис Яхно, основатель и президент компании «VitaS Trade»:
— На дворе 2020-й вроде бы, а по ощущениям — 1990-й. Все заново, все сначала. Пронеслись лучезарные «нулевые» и «десятые» 21 века и, как по какому-то волшебству, все вернулось на круги своя. Вся понятная, спокойная жизнь осталась в первых числах марта. Началась новая, большинству непонятная, страшная жизнь, но только не нам, не тем, кого принято называть поколением «икс» (люди, рожденные в период с 1965 по 1980 гг.).
Нам в жизни невероятно повезло. Когда рухнул СССР, мне было двадцать два года. Последующие годы до начала нового века мы жили и шли вперед сквозь грохот взрывов, свист пуль. Любили ярко, пили много, жили нараспашку. Тем, кто выжил тогда, новый век подарил двадцать лет каникул, чтобы потом снова отправить к истокам. Мы-то, «иксы», знаем, что нас может ждать, а также хоть немного понимаем, что уже происходит сейчас.
Миллениалов, конечно, жаль. Дети спокойствия, они далеко не все перенесут то, что ждет человечество впереди. Эпидемии обычно длятся долго, не менее двух лет. Не думаю, что нынешняя какая-то иная. Удар «короны» по экономике мира такой же, как удар Роналдо по мячу с точки пенальти. Впереди трудное время.
Жесткий треш будет два-три года, потом лет десять — тяжелое восстановление. Не далее как сегодня я разговаривал с молодым человеком, для которого настоящее — как элемент какого-то аттракциона. Когда я ему рассказал, что это, и что будет дальше, он засмеялся и не поверил. Миллениалы — люди светлой жизни!
Сейчас сравнивают сегодняшнее время с концом 80-х — началом 90-х. Многое очень-очень похоже. Тогда рухнул социалистический строй и вместо него родился «звериный капитализм». Мало кто в то время думал, что это навсегда. Большинство надеялось переждать. Именно оно и стало оплотом нищеты в новом государстве. Те, кто сразу почуял ветер перемен, сейчас, мягко говоря, далеко не бедные и очень влиятельные люди.
В настоящем грохнулся мир офлайна. Отскока назад не будет. Почему не будет? Все дело в мышлении.
Мое поколение — от 40 до 55 лет — люди офлайна. Наши привычки были сформированы, когда не было интернета, и мы совершенно не собираемся их менять. Мы ходим за продуктами на рынки, возим с собой наличные, с опаской пользуемся онлайн-сервисами, не признаем аренду и ценим собственность. И никогда эти привычки не изменятся. Но нас мало.
С 2020 г. количество миллениалов и центениалов, людей от нуля до 40 лет, стало 70% по отношению ко всему населению Земли. И вот они-то охотно и постоянно меняют свои привычки. Если это поколение заставить сесть дома на месяц, то обратно вернется 70% из 100%, если на два месяца, то 50%, если на три (за что ратуют воротилы онлайна всего мира), то 30%. То есть большинство останется запертым в четырех стенах с приятной доставкой еды и отличными сервисами онлайн-развлечений, которые прямо сейчас активно выплескиваются на наивные мозги молодых пользователей.
Итак, новая парадигма проста:
- Люди сидят дома.
- У людей мало денег.
- Люди общаются онлайн.
Все бизнесы, которые сейчас поняли это, уже роскошно себя ощущают. Те, кто надеется пересидеть, повторят путь тех, кто решил пересидеть в начале 90-х.
Кстати, психоз будет недолго: еще пара месяцев, и маска станет обычным аксессуаром, наряду с носовым платком или чем-то подобным. К примеру, моя компания в ближайшее время завозит дизайнерские маски и перчатки от известных модных домов Италии. Уходит мода на туфли, приходит на маски и т.д. Воистину — время великих возможностей или жестких потерь.
Несколько недель ограничений из-за пандемии жирной чертой отделили понятное прошлое от непонятного будущего и невероятного настоящего. Неопределенность поселилась в душе каждого, а это, как известно, самое страшное из возможных испытаний, которые может вынести человек.
Настоятельно рекомендую всем жить настоящим и ближайшим будущим, тосковать по прошлому смысла нет, поскольку оно уже и так в прошлом.
Большинство привычных сервисов офлайна (общепит, ритейл и обслуживание) будет завершено в любой форме. Почему? Потому что, согласно поведенческим моделям социума, всего, что опасно, избегают. Сначала человек помещает себя в безопасную среду, а потом начинает удовлетворять другие естественные потребности.
Улица опасна — сидим дома. Что из этого следует?
Работа. До работы быстро, мелкими перебежками, избегая метро, максимум 20-25 минут. Большие офисные помещения открытого типа больше не в тренде, любые скопления людей, согласно новой парадигме, опасны. В тренде небольшие офисы с максимально доверяющими друг другу людьми. Отказ от любых видов офлайн-конференций, только онлайн или телефонное общение. Встретиться, попить кофе — это прошлое. Удаленка — тренд, сокращение рабочего времени в офисе — тренд. Тотальная разобщенность — тренд. Команда — прошлое. Индивидуальная работа — тренд. Сокращение зарплат — долгосрочный тренд. Онлайн-образование — долгосрочный тренд. Сильные спецы нужны всем, слабые — никому.
Дом. Сидим дома. Денег уже особо нет. Смотрим онлайн-кинотеатры. Пытаемся работать, но не очень получается. Развлекаемся дома всем, чем можно. Кинотеатры — прошлое. Рестораны — прошлое. Большие компании — прошлое. Доставка еды — прошлое: на нее нет денег, тренд долгосрочный. Постоянно ищем работу, не находим — тренд долгосрочный, сродни развлечению. Разводы, жизнь поодиночке — тренд долгосрочный. Из еды простейшее питание — макароны, гречка, пельмени, поскольку на остальное нет денег.
Жизнь. Отпуск в России, курорты недоступны — денег нет, перестроить мышление крайне сложно. Квартиры в аренду, покупать не на что, долгосрочный тренд. Машины в аренду — долгосрочный тренд. В поликлинику не ходим, онлайн-диспансеризация на дому. Школы и институты перешли на частичное онлайн-обучение — долгосрочный тренд. Взрывной рост онлайн-образования, жить нужно, а значит, нужно переучиваться — долгосрочный тренд.
Вот согласно этому и нужно строить новые бизнесы или выбирать каналы продвижения старых. Здесь важно принять, что 90% офлайн-бизнеса исчезнет без следа, а потребление излишеств резко превратится в потребление необходимого, в первую очередь связанного с безопасностью. Уже сейчас семьи больше озабочены наборами личной безопасности, чем привычной пиццей на ужин. Так работает схема смены базовых приоритетов социума.
Многолюдность теперь — источник опасности, а значит, подлежит изгнанию из привычного уклада жизни. Человек рядом стал опасен, такой стресс надолго прописывает определенный код в поведении человека, а социум это мультиплицирует дальше.
Рестораны, кофейни, большая часть стрит-фуда, половина фастфуда однозначно в зоне риска, без возможности продолжать бизнес.
Кинотеатры, театры, концерты, конференции, кейтеринг, а также все, что связано с большим скоплением людей, — однозначно в зоне высокого риска замены на онлайн-потребление. Все, что так или иначе связано с этими бизнесами, также ждет участь динозавров.
Через несколько недель вынужденного простоя большинство коммерческих компаний столкнется с потерей прибыли, а вслед за этим с невозможностью платить зарплату в полном объеме, что крайне негативно скажется на личном пайке семьи, сидящей дома и активно потребляющей пищу. К слову, кризис неплатежей уже идет вовсю.
Продовольствие — новая нефть
Люди дома едят значительно чаще и обильнее, чем в рабочем режиме. Это значит, что продовольствие — новая нефть. Раньше ты перехватывал бургер на работе, а теперь постоянно жрешь дома на удаленке. Количество необходимого продовольствия увеличится на 40-50%, но при этом еда должна быть дешевая, сытная и долгого хранения. А этого у нас, да и во всем остальном мире, особо-то и нет.
Дарю лайфхак — тот, кто построит вокруг Москвы несколько макаронных заводов, вскорости станет миллиардером.
Доставку из ресторанов ждет такой же бесславный конец, потому что на роскошь — тем более с доставкой — денег нет. А работать на низкой марже никто не умеет.
Такси и логистические бизнесы выживут, но придется шесть месяцев или год работать в убыток или в лучшем случае — в ноль. До декабря 2020 г. будет крайне сложное время.
Так делать-то что? Смотреть на парадигму нового настоящего (три пункта в начале) и согласно ей строить новый деловой мир. Делать деньги можно в любой парадигме, но только не сидя на попе ровно!
Тем, у кого шило сзади, надо осознать в первую очередь, что возврата к старому не будет. Тот мир, который нас окружает, теперь с нами навсегда. Не полетят больше чартеры в Турцию, набитые людьми. Не будет столпотворения в музеях и транспорте, не откроется множество магазинов, поскольку дома не нужна зимняя одежда, а маски и респираторы станут предметами первой необходимости. Все это и множество других новых аспектов чужеродной реальности изменит нашу жизнь чрезвычайно быстро и безвозвратно.
Что в этой ситуации делать бизнесу? Действовать! Находить новые пути добычи ресурсов, заново и по другим новым критериям набирать персонал, переходить на тотальное онлайн-общение, но только не стоять.
Дальше будет жизнь. Но она станет другой. Уже сейчас у 70% населения кончаются деньги на жизнь без возможности их достать. Маски — это, конечно, важно, но хлеб и вода все же важнее.
Сейчас стоит подумать о том, что мы будем есть дальше, ведь карантин в полной мере в июне явно не закончится, а жизнь в целом в более-менее понятное русло войдет не раньше, чем через год.
Не стоит бояться менять профессию и сферу. Неважно, кем вы были раньше, важно, кто вы сейчас и кем будете после. Консультант станет коммерсом-спекулянтом, формирующим новый рынок под себя, промоутер — магнатом-производителем, ресторатор и винодел будет лить антисептик, певец — фарцевать масками. Невероятное преображение в момент глобального передела. Все хотят жить во всех смыслах этого некогда простейшего слова.
Верно это или нет? Верно жить сейчас, а не задумываться о прошлом. Пока мы думаем о прошлом, от нас закрыто не только будущее, но и настоящее. Если одновременно идти назад и шагать вперед, будешь не только стоять на месте, но падать и не понимать, почему упал. Чтобы войти в новое, надо выйти из старого!
Чтобы быстрее выйти из старого, важно осознать то, что произошло, и начать действовать. Итак, что делать конкретно:
1. Планировать отдых внутри России. Эпидемии не длятся меньше двух лет. Границы будут закрыты долго.
2. Рестораны — уже прошлое, заново учитесь готовить дома.
3. Доставка — не панацея, на нее нужны дополнительные деньги, которые смогут заплатить далеко не все.
4. Личные встречи — прошлое, конференц-связь и мессенджеры — настоящее и будущее.
5. Офисы — прошлое, удаленка — настоящее и будущее.
6. Сожаление по офлайну — сожаление по утраченным удовольствиям, связанным с приятной потерей времени. Тотальный онлайн — тотальная эффективность.
7. Одежда (ее разнообразие) — прошлое, особенно зимняя. Противогазы, маски и респираторы — настоящее. Попробуйте в респираторе погулять зимой. Зима станет временем домашнего карантина.
8. ТРЦ — прошлое. Страх заболеть уже в нашей подкорке. Любые скопления людей увеличивают страх.
9. Жирная пища, фастфуд, словом, пища для бедных угнетает иммунитет. Густонаселенные районы увеличивают риск распространения инфекции. Привыкайте питаться правильно и живите на природе. Городская жизнь и вирус — друзья.
10. Не тратьте деньги зря. Настоящие удовольствия купить нельзя. Инвестируйте в себя. Скоро сильно пригодится.
11. Прямо сейчас забирайте пустые рынки. Китай показал всему миру, что 90% производства было там. Сейчас, и еще достаточно долго, все будет иначе. Времени два-три месяца, вполне достаточно для захвата рынков.
12. Не размышляйте долго, все ваши возможные конкуренты на 90% — это те, кто не помнит 1990-е, а значит, не знает, что предпринять.
13. В России системных рынков почти нет. Практически никто не занимается ничем системно. Пользуйтесь.
14. 90% бизнесов сейчас можно скупить ниже себестоимости. Хорошие времена отключили мозги, а значит, нет способов и навыков выживания. Если кто-то хранил деньги, то сейчас вкладывать — самое время.
Запомните: такого шанса в вашей жизни больше не будет. Мы переживаем по-настоящему исторический момент.
Читайте также на DK.RU: Павел Блохин: «Это чисто спортивная конкуренция: отработать там, где другие не успевают»